spasite_menia (spasite_menia) wrote in kultovoe_kino,
spasite_menia
spasite_menia
kultovoe_kino

Categories:

Время цыган


Как говорили древние римляне,

кризисы приходят и уходят — искусство вечно!

Напишу немного о вечном.

Мой любимый фильм - "Время цыган" (в оригинале "Дом на повешенье") Эмира Кустурицы. Притом, что снят в 1988, а посмотрел я его лет пять назад. Но как только посмотрел, сразу пришел к выводу, что лучше снять просто невозможно.

Не про цыган

Полную 5-часовую версию я купил в общем-то случайно, но проглотил ее одним махом. Такое ощущение, что не фильм смотрел, а был где-то рядом с этой жесткой историей. Жесткая она не потому что там много насилия, а потому что все это очень правдиво. Герои и злодеи -- не добрые и не злые -- они реальные.
Редки фильмы, где так ярко показаны, как положительные, так и отрицательные качества человека. При этом никакой дидактики, патетики и пафоса. А налет мистики, в стиле Габриэля Маркеса, только подчеркивает эту жесткость нашего реального мира.

Считается, что эта история про цыган. Нет! Про всех, про каждого из нас. Просто на примере цыган, их сакраментально-авантюрного отношения к жизни, все перипетии выглядят очень ярко.

Не мораль

Обычно режиссеры (даже не говорю о Голливуде), касаясь таких ужасных тем, как торговля людьми, часто скатываются в морализаторство, демонстрацию чернухи, пытаются вызвать отвращение. Дескать, это не люди вовсе, а нелюди.
Кустурица же не делает этого искусственного акцента. Все, включая персонажей, детали, мечты и юмор, выглядит настолько жизненно, настолько приближенно к прозаичной реальности, что ощущается трагичность совсем иного качества.

Не фильм

Чего, например, стоит поворот, когда Перхан искал своего обожаемого питомца-индюка и вдруг, бросив взгляд на кастрюлю, увидел торчащие из нее кости.

Бабушку в блистательном исполнении Любицы Аджович все считают примерно хорошей. Но вспомните, как она в довольно циничной манере, с неповторимой мимикой, торговалась по поводу компенсации за совершенное ее непутевым сыном изнасилование. За тот диалог я отдал бы ей все Оскары мира

Сын, кстати, тоже получился весьма колоритным. Таких людей на самом деле много. Но это наиболее крайний вариант такого беспринципного трутня

И, конечно, великолепен в роли Перхана Давор Дуймович. Он не сыграл эту роль, а прожил. И завершил реальную жизнь так же трагично, как его персонаж.

Жизнь коротка - искусство вечно!
И чуть не забыл о божественной музыке.

Не Ахмет

А людей с таким набором принципов, как Ахмет, его брат и прочие приспешники, легко встретить на улице, их много. И далеко не всегда они творят что-то плохое. Но, будучи поставленными в условия беспросветности, делают такой выбор. Вполне возможно, что и Ахмет когда-то был таким же открытым и наивным, как Перхан. Потому легко и находил слова убеждения. И Перхан был в шаге от того, чтобы стать продолжателем его дела.

Но может быть финал и говорит: лучше умереть, чем стать таким!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments