Елена (night_spell) wrote in kultovoe_kino,
Елена
night_spell
kultovoe_kino

The Man Who Fell To Earth, 1976, реж. Николас Роуг, в гл. роли Дэвид Боуи


Человек, который упал.

Томас Джером Ньютон не подвержен ни старости, ни болезням, он обладает сверхзнаниями, огромным состоянием и внешностью молодого Дэвида Боуи, но ничто на Земле не радует его, а все мысли уносятся в космос, где на далёкой планете медленно умирают без воды его жена и дети. Вода - это жизнь, а доставить её с Земли на родину - смысл его жизни. Вопросы остаются: хочет ли он спасти только свою семью или там есть целый народ (которого мы не видим), и не грозит ли нам это колонизацией, и как далеко могут простираться его планы? Однако, всё это Николас Роуг оставляет за кадром. В этой истории его интересует совсем другое. Это самый необычный фильм об инопланетянине, и он не об инопланетянине вовсе. Ни один взгляд на него не будет однозначным, до конца верным и исчерпывающим. Роуг - большой мистификатор и любитель поиграть со зрителем.



В силу своего тонкого ума, хрупкой красоты и драматичной загадочности (а надо сказать, что Боуи здесь сказочно прекрасен), Томас легко вызывает сопереживание и любовь, но сам на эти чувства не способен. Он пришелец не столько по происхождению, сколько по сути, по призванию. Он холоден, отстранён, а сосредоточен только на своей цели, которая до конца ясна только ему одному, а все окружающие (что бы им ни казалось) - лишь средство для её достижения. Он практически с нуля строит космический корабль по неземным технологиям. Удивительно, как этот субтильный и во многом беспомощный персонаж на пути к этому способен свернуть горы - он полон энергии и решимости. Мы понимаем, что иначе и быть не может, ведь на карту поставлена жизнь его близких - что вроде бы придаёт всему смысл. Однако, их страдания для нас остаются как бы за гранью реальности, они существуют только в его мыслях (в фантазии?), а главное - то, что происходит здесь и сейчас - а здесь жизнь, целиком превращённая в достижение фантастической цели, рушится вместе с ней.

                             

Любовная история - одна из центральных в сюжете: развиваясь, отношения неуклонно движутся к печальному финалу, постепеная их деградация и разлад, нарастающая отстранённость и взаимное непонимание переданы с настоящим реализмом. Находясь с земной женщиной, Ньютон мечтает и тоскует о другой, недостижимой, оставленной им на далёкой планете небесной жене, отчего эти реальные отношения изначально обречены. Интересно, что их обеих играет одна и та же актриса.
Напрашивается ещё и аналогия с религией: Ньютон предстаёт неким мессией, посланным человечеству, чтобы, возможно, вывести людей на новый этап развития, но те его предали и "сбросили на землю".
Когда все его планы срываются в последний момент, крушение настолько велико и необратимо, что подняться он больше не сможет. У него больше не будет ни другой цели в жизни, ни жизни как таковой. Он потерял всё, и в первую очередь - самого себя. Тема морального разложения подчёкнута алкоголизмом. Он так и остался пришельцем - чужим и одиноким среди людей, и, по сути, безучастным ко всему. И так целую вечность - ведь Томас не стареет. Очевидно, сотни, а может и тысячи лет его спутником будет только воспоминание и сожаление о несбывшемся. Упасть на Землю и никогда не подняться - это абсолютная трагедия.

 

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments