Крайний житель Севера (max_astafy) wrote in kultovoe_kino,
Крайний житель Севера
max_astafy
kultovoe_kino

Categories:

"Список Шиндлера" - без Шиндлера



Режиссёрский гений Спилберга иногда кажется наднациональным. Иначе, на первый взгляд, совершенно невозможно объяснить жутковатого эффекта: фигура эсэсовца Амона Гета, потрясающе сыгранная Ральфом Файнсом, выглядит – во всяком случае, для многих – притягательнее, чем личность самого Шиндлера. Кабы не был Спилберг евреем, – присовокупив к тому ещё и малопривлекательность покорно ведомых на убой еврейских толп, – в этом можно было бы увидеть и некоторый злой умысел.
Но не всё так просто…

Да, самый яркий герой фильма – это, на самом деле, не бледновато изображённый Шиндлер, а Амон Гет, преступно влюбившийся в еврейскую девушку, но живущий при этом с искренним сознанием своего расового превосходства – и неспособный, разумеется, примирить одно с другим. Рядом с ней он на собственной шкуре проникается уже предзаданной ему идеологической установкой: “Евреев следует уничтожить”; но её продолжение звучит для Амона совсем не в русле идеологии, а очень лично: “…чтобы не заразиться экспансивной мощью еврейского национального обаяния”.

И когда Гет, поначалу даже с удовольствием, следует поучению Шиндлера насчёт настоящей силы, неотделимой от сдержанности, и, благодушно “прощая” каждого встречного, бродит по лагерю, то здесь уже, собственно, заранее виден и грядущий конец его неестественного благодушия: секрет безумной жестокости коменданта – не в упоении своей властью, а в его заражённости очарованием своих жертв, от которого он не в силах избавиться иначе, чем яростно паля по самому этому очарованию…

Итак, режиссёрский гений Спилберга в действительности глубоко обусловлен его еврейством. Девушка-рабыня психологически победила своего хозяина ещё до того, как на него хоть сколько-нибудь подействовал расчётливый гуманизм Оскара Шиндлера. В ней вполне намеренно опоэтизирован тот национальный дух, от которого не только одному лишь эсэсовскому коменданту (и тут стоило бы вовсе выйти за пределы кинематографа, чтобы вспомнить Ницше, Розанова...) хотелось, в одно и тоже время, и зажать нос, и вдыхать его, жадно и любовно вдыхать...

Амон Гет – глубоко трагический персонаж, родственный Калигуле из пьесы Камю и Ставрогину из “Бесов”. И во многом именно он делает этот фильм по-настоящему выдающимся.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…