Екатерина (katerina_lo) wrote in kultovoe_kino,
Екатерина
katerina_lo
kultovoe_kino

Categories:

Забриски Поинт

 

«Первозданная сила матриархата»

 

Оригинальное название: Zabriskie Point

Год выпуска: 1970

Жанр: Драма

Выпущено: США

Режиссер: Микеланджело Антониони

В ролях: Марк Фречетт, Пол Фикс, Г.Д. Спрэдлин, Род Тейлор, Ли Дункан, Харрисон Форд

 

Великий классик мирового кинематографа Микеланджело Антониони продолжает и сегодня тревожить умы современных зрителей своими творениями. И почти спустя пол века после его величайших полотен тайна его особого  киноязыка остается неразгаданной. Начиная с волны «неореализма»  и до своей триумфальной работы «Фотоувеличение» Антониони шел особым путем: его картины это загадочные исчезновения, реальность оказывающаяся обманом, сложное переплетение воображаемого и настоящего в котором порой очень сложно отличить одно от другого.

Настоящего пика видимая реальность и невидимое существование достигли в картине «Фотоувеличение». Но автор пошел еще дальше и в следующей своей работе – «Забриски Поинт» накалил фальшивость реальности и условность происходящего до настоящего взрыва, который и произошел в этой картине.

 

С самого начала Антониони говорит о человеческом разуме – еще в титрах мы видим размышляющих, задумавшихся людей… по сути все что происходит в фильме и есть порождение человеческого разума – и в первую очередь это цивилизация и ее ценности. В титрах люди думают, анализируют. Антониони как будто бы вводит нас в пульсацию, которой соответствует музыка, человеческого разума, эмоций. Речь в картине идет не о конкретных персонажах, и люди выступают тут как олицетворения разума – такая условность сохраняется на протяжении всей картины. В «Забриски Поинт» Антониони разворачивает перед нами коллективную душу человека.

Первый эпизод картины – ожесточенный спор между студентами. Студенты высказывают свои мысли и представления – все они агрессивно спорят, но спор сводится к тому же, против чего они и борются: к силовой позиции и призывам «захватить», «подчинить». Вся эта агрессия будет фоном первой части фильма, в которой мы будем наблюдать порождение цивилизации.

Главный спор ведется о том, кто такой настоящий революционер. Случайно мы замечаем на мгновение героя самой картины, который тут предстает носителем иного мировоззрения – он вовсе не бунтующий студент, он отрешен от происходящего. «Я готов умереть, только не с вами и не от скуки» - с самого начала губит какие-либо потуги аллюзии на фильм о студенческих волнениях тех лет. Здесь Антониони впрямую говорит, что для героя в цивилизованных ожесточенных мерах нет перспектив и он видит позицию большинства бессмысленной. Общество превозносит лишь разрушение и, высказывая интеллектуальные постулаты о борьбе за свободу, все так же говорит о тоталитаризме.

Далее перед нами предстает героиня, которой нужно подняться на крышу. И опять же, как и герой, она сталкивается с бессмысленными размышлениями цивилизации в образе охранника. Перед нами разыгрывается ситуация, в которой героиня Дарья как бы в шутку изображает, что она не дочь своего отца – и он поддерживает эту игру. Это очень важный штрих в картине, который выражает метафорический смысл. Речь идет не о разрыве поколений: это очевидный первичный сюжет – фон фильма. Смысл в связи между патриархатом и матриархатом…

После этого мы видим «иллюзорную реальность» - так называемую современную цивилизацию и ее признаки: рекламные щиты, изображающие саму реальность, бесконечный калейдоскоп фальшивых картин природы – цивилизация собрана в образ рекламы и в первой части картины все вертится вокруг рекламы, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Снова Антониони акцентирует наше внимание на фальши существующего общества и человеке, живущим среди этих пустых изображений: фальшивая стена, изображающая дом и небо – и эта фальшь почти не отличается от построек самого города. На зрителя буквально обрушивается агрессивный мужик со свиньей в рука с рекламного плаката… Все эти, захватывающие внимание смотрящего рекламы, сопровождаются жестко-лязгающей музыкой, как бы разъедающей саму природу человека изнутри. Это безумство усиливается в головокружительном вращении, внутри которого едет герой со своим другом. И именно проезжая по этому параду фальши, главный герой говорит, что он видит бессмысленность в том, о чем спорят студенты. Позже, в полицейском участке, его насильно засаживают за решетку. Именно после этого он покупает пистолет и впервые в картине звучат слова о «другом измерении» - о защите женщин.

В следующем эпизоде мы видим не просто фальшь, а захват самой природы, в процессе которого даже из пустыни пытаются сделать курорт. И снова через манекенов в рекламе Антониони показывает нам мертвость, кукольность и отсутствие человеческого естества.

Наконец перед нами героиня, которая наземным путем отправляется в пустыню, прочь от города. Ее отец – крупный магнат по строительству курортов в бескрайних просторах Дикого Запада и завоеватель самой девственной природы – может быть она желает отдохнуть от него и его бесконечных построек?

В то же время герой Марк оказывается вовлеченным в крупную кровавую демонстрацию и выбираясь из университета видит как расстреливают студента. Далее происходит некая обманка: у Марка с собой пистолет, но мы не видим, кто именно убивает в отместку полицейского. И все же Марк убегает, а полиция начинает его преследование. Тут стоит обратить внимание, что сюжетообразующая конструкция фильма скорее призвана логически поддержать и раскрыть главное, а не в виде ценности в себе. Герой, вынужденный бежать попадает в бессмысленную для фильма перестрелку лишь затем, чтобы далее встретиться с героиней. Точно так же, как она без особой мотивации, отправляется в пустыню.

Когда Марк попадает на летное поле, у входа возле железного ограждения стоит мальчик с велосипедом, который словно ждет Марка и уезжает, как только тот входит на поле аэродрома. Можно сказать, что этот мальчик как бы является олицетворение самого природного духа и мышления Марка – он искренен и чист, как ребенок. Он не порождение и не продукт цивилизации демонстраций, Мира рекламы, фаст-фуда. Ребенок, каких не меньше десятка встретит Дарья в пустыне, после того, как они разобьют стекло закусочной…

После того, как Марк улетает прочь от кровавой бойни в городе, заканчивается реалистичная часть картины и Антониони разворачивает перед нами символический сюжет и истинный смысл.

 

Перед нами среди бесконечных дюн первозданной природы едет на автомобиле Дарья. Стоит быть внимательным и обратить внимание на то, что она ест – яблоко. Именно здесь-то и начинается блистательный символизм Антониони. Героиня является олицетворением чистого первозданного женского начала – она как и первая женщина Ева ест яблоко и совершает свой путь по земле - известно, что природу женского начала олицетворяет именно земля. Дарья и есть сама природа: земля, первая женщина и творящая первосила. Сам ее облик соответствует дикому началу: длинные, распущенные на ветру волосы, простая одежда зеленоватого оттенка, ноги в простых шлепках – сама естественность и данность. Смуглая и стройная – образ прекрасной и девственной чистоты.

Марк же, летящий на самолете, в свою очередь олицетворяет свободный и парящий дух, летящий чтобы слиться самой землей – союз неба и земли, духа и тела – так во всех космогониях зарождается человечество и творится вселенная. Летящий по диким просторам Марк настигает Дарью. Герой сбрасывает ей красную ночную мужскую рубашку, а красный цвет это как известно символ крови, секса и дикого естественного природного начала в человеке. Он как бы дает Дарье знак того, что они разные стороны одного и того же творящего начала. Марк говорит буквально, что он убил полицейского для того, чтобы улететь с земли. Можно интерпретировать эти слова как обретение своей настоящей миссии – оторваться, стать духом, тем естественно живущим человеком, который и способен на революционный подвиг.

Позже герои отъезжают от засохшего оазиса, словно от изнеможенного эдемского сада. Наконец Марк и Дарья оказываются в Забриски Поинте – это место и было целью полета Марка. Район древних озер, высохших от 5 до 10 миллионов лет тому назад – это место словно подверглось тому же разрушению, которое произошло и с человеческой цивилизацией в ходе ее развития. Спускаясь глубоко в лоно Забриски Поинта Дарья и Марк возвращаются к своему первоисточнику – истинному, дикому природному началу человека, из которого произошло все божественное творение: вся фальшь и разрушение, что показаны в первой половине фильма. Но их цель достигнуть обратного процесса – спуститься в дикую цивилизацию. Известно, что Забриски Поинт современник древнего человека, цивилизация которого была изначально матриархально построена. Дарья же символизирует не только первопричину мироздания, но и изначальную матриархальную цивилизацию, которая была лишена насилия и была естественной и дикой природой человека. По сути, это древнее начало живо до сих пор глубоко в недрах человеческого Я, приведенного патриархатом в Мир агрессии и фальши.

Дарья и Марк занимаются глубоко в недрах этого древнего «человеческого Я» любовью. Этот акт – колыбель самого рода человеческого. Можно сказать, что это новое творение, для порождения которого и встретились небесный дух Марк и Земля Дарья. Это и есть спасение от бессмысленной бойни современной цивилизации. И как подтверждение тому, что эти двое творят космогонический акт в бесконечных просторах Забриски Поинт появляются люди, занимающиеся сексом страстно и дико, отдаваясь своей естественной природе. Пары, заполняющие этот карьер, вторят тому, что все происходящее имеет общечеловеческое значение – это и есть путь спасения цивилизации.

Не стоит забывать, что это условная картина, как и большинство работ Антониони, и поэтому герои – это скорее олицетворение, нежели реальные два персонажа, таким эксцентрическим способом бунтующие против войны во Вьетнаме. Они лишь особый авторский прием Антониони, который переходит из картины в картину.

И как в противовес чистому разуму, к карьеру подъезжает пожилая парочка на трейлере обклеенном рекламой, которым при виде древней колыбели цивилизации приходит только бесплотная идея об автомобильном кинотеатре.

 

Герои раскрашивают самолет в дикое доисторическое существо похожее на смесь птицы и сексуально-физиологической атрибутики. Улетая на ней, Марк несет в современную цивилизацию глубокие исконные дикие природные человеческие ценности. И именно поэтому его убивают, ведь современное общество отрицает и завоевывает природу, отказываясь от цельности исконного человека в себе, дух которого несет на крыльях самолета Марк. Но человечество, погрязшее в завоевательстве, уже не может возродиться и то, что совершают Марк и Дарья противоречит современности и даже враждебно ей по своей сути. Разум фаст-фуда отрицает исконные ценности цивилизации и потому Марк погибает.

Когда Дарья узнает о смерти Марка, вокруг торчат огромные кактусы фаллической формы – самого яркого символа патриархата, цивилизация-раб которого и убила Марка.

 

Далее Дарья приезжает в Феникс – курорт в пустыне, где живет отец. Она внимательно смотрит на всю эту фальшивую цивилизацию: бассейн, жен влиятельных мужей – это все еще более ее опустошает и потому, войдя в воду в гроте, она словно набирается сил от брызг естественного природного источника. Вода, кстати, еще один исконный символ не только природного, но и женского начала. И именно воду хочет подчинить отец Дарьи, заставив первую течь в нужном русле пустыни.

Наблюдая за отцом Дарья осознает, что он по сути враждебен ее природе. Как в начале картины они изображали, что не имею родственной связи, так точно так же теперь оказывается в действительности, ведь она дикая природа и первоисточник, которые завоевывает отец.

Запутавшись в проходах героиня как бы оказывается в стеклянной клетке – здесь она четко понимает, что стала заложницей своего отца. Он патриархальный бог, правящий теперь, после женщин, в это Мире, паразитирующий на изначальном естестве.

 

И в апогее всего этого мы видим череду взрывов, в которых взлетают обломки вещественности, и не так важно, реальные то взрывы, или же воображение Дарьи. Это в любом случае взрыв сознания, слишком разумного, привязанного к вещественности – неизбежный процесс и героиня его проводник, потому что сотворила новое в самых истоках – в Забриски Поинте – и теперь она обновляет этот Мир. Одновременно взрыв является и образом нового творения: любое бытие и разум рождаются в хаотическом взрыве, а посему этот взрыв является одновременно и гибелью и рождением. Гибелью потерявшего себя в безумии разума и одновременно его новым рождением. Но стоит обратить внимание, что все это исходит от Дарьи – она и есть носитель новой реальности, ведь не даром Антониони оставляет в конце одну лишь героиню. Новая женщина, которая должна привнести в Мир исконную творящую силу.

Матриархальное начало человека выживает, потому что из него и родился сам человек: будь он мужчиной, или женщиной. Патриархальное же в пене своей воинственности убивает самое себя.

В последней сцене Дарья уезжает вперед, в будущее…. Прямо в огромное закатное солнце. Самое прекрасное выражение природ, заката цивилизации и творения? - Солнце на горизонте, которое и принесет с собой, рано или поздно, исконная природа человека, которую и заключает в себе Дарья.

 

 

ЛОНОРЕЙТИНГ:

 

Образность: 4\5

Реализация сверхзадачи, идеи: 5\5

 

Художественный посыл

      Социальный: +

      Экуменистический: -

      Гуманистический: +

      Психоаналитический: -

      Философский: +

      Новаторский: +

 

Оригинальность: 4\5

 

Использование киновыразительных средств

      Операторская работа: +

      Монтаж: -

      Работа художника: +

      Музыка: -

      Цветовое решение: +

      Актерская игра: +

 

 

 

 

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments