Этот фильм я впервые посмотрел в школе. У нас в классе повесили экран и проектор. Преподавательница биологии предложила организовать киноклуб. Принесла «Общество мертвых поэтов». Помню, сосредоточится на просмотре было тяжело - сзади то и дело слышались всхлипывания. Впрочем, оценить этот фильм парадоксальным образом помогает не всматривание и вслушивание, а, напротив, анализ чужой реакции. Я тут глянул в Интернете – ни одного отрицательного или хотя бы более-менее критичного отзыва – сплошные восторги! Уже не говорю о восприятии наших учителей и учеников.
О чем это говорит? Наверное, о том, что кино – это важнейшее из искусств. Да, драматизм и романтика – это настолько мощные силы, что содержанием как таковым можно не заморачиваться вообще. В некотором роде, это и есть единственно верный способ восприятия подобных произведений (я, скажем, не особо озабочен содержательными сторонами творчества группы Black Sabbath или фильма «Три мушкетера») – «типа прикольно», вот высшая оценка для такого рода вещей. Сие не в коей мере не уничижительно, а напротив очень почтительно, так как очерчивает незаурядные достоинства продукта, в той области, где они действительно есть.
Так вот, фильм про мертвых поэтов – очень хорошо снят, так снят, чтобы вышибать слезу у либеральной интеллигенции и прочих хороших людей. Снят по-хорошему наивно (ах этот папочка, летящий к трупу сына, как Шварценеггер за окурком), с благородно-сентиментальными сценами, с характерами, интригами, диалогами. Наивность вовсе не является недостатком, в правильном контексте она очень даже необходима и страсть как бодрит, вы же не будете сетовать на наивность вестерна или хоррора. Нет, сила кино в том и заключается, чтобы ерунду, на которую плюнуть бы и растереть, представить так чтобы и пожилые учительницы, и злобные 12-летние девочки, и позитивно-разумные очкарики ныли и говорили: «Я до сих пор не могу прийти в себя!». И все же фильм, очевидно, претендует на какую-то идеологическую ценность, по крайней мере, получил Оскара за лучший сценарий, а если так, то почему бы не сказать прямо о том, что есть содержание этого фильма?
Понятно, что набор штампов – он как бы условен, это как некое «дано»: злые/консервативные/фашистские учителя, порочная система, хороший/либеральный/анархистский/гуманис
Это – дано. Дальше – проблема: следует ли воспитывать в детях свободную индивидуальность, даже если это приведет к смерти ребенка? Ответ: ах, как это все сложно, как это невыносимо-трагично…личность – это так важно, это так благородно, это – смысл жизни….а Достоевский? А слезинка? Нет, это просто неразрешимо, такая проблема, такая проблема. Наверное (сообщая откровение свыше) на этот вопрос каждый должен ответить самостоятельно, должен сделать выбор, вот, вот оно наше предназначение.…Как ни крути, а к этой поеботине сводится весь мировоззренческий посыл этой картины. Впрочем, на самом деле, посыл там другой, посыл там: «Да, надо!», но воспринят и усвоен он был именно так, что «Ах, как сложно», ВСЕМИ воспринят
Кроме того, меня, простите, не трогают страдания 17-летнего мальчика, которого «не понимают родители». Что за фигня? Взял у предков побольше денег, сел на попутку и вперед, в Голливуд, внешность хорошая, возьмут официантом, или даже в рекламе сниматься. С голоду не умрет. Я понимаю, в возрасте 12 лет – это действительно трагедия, тут и стреляться в пору, но в фильме – дикая ситуация, которую можно понять исключительно так, что после того как на парня вылили ведро шоколада и показали ему что-то очень хорошее в жизни, папаша, в очередной раз насрал на голову. Ну так простите, сколько лет уже вместе, неужели за это время нельзя убедиться, что папа – дерево и относиться к нему эмоционально – маразм?
Господин Киттинг (Уильямс) – педагог-новатор, имеющей весьма странные представления о хорошем вкусе. Если бы Киттинг был моим учителем – я бы тоже застрелился.
Вообще, Киттинг выступает для школьников каким-то первооткрывателем неформального общения, причем в самом его прекрасном/идеалистическом/гуманистическ
Таким образом, содержание фильма сводится к ПОШЛЯТИНЕ, иначе говоря, к ГУМАНИСТИЧЕСКОМУ ПАФОСУ – а ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС – это почти всегда страсть как романтично и драматично