копатыч, дзен-буддист с 1905 года (joe_malaba) wrote in kultovoe_kino,
копатыч, дзен-буддист с 1905 года
joe_malaba
kultovoe_kino

Мои записки ни в коей мере не претендуют ни на оригинальность, ни на глубину, ни на профессионализм. Любой человек, разбирающийся в кино, может указать мне на технические ошибки или пожурить с профессиональных высот.
Для меня как для пристрастного зрителя и человека, живущего в длящемся времени и наблюдающего за историей, в творчестве Андрея Тарковского важны два принципиальных момента.


1. Тарковский доказал и показал, что кино – настоящее искусство, которое не только откликается на злободневные проблемы, но и оставляет свой вящий след в истории.
2. Тарковский – не диссидент, а художник. Это положение принципиально потому, что зачастую для советских диссидентов сам факт «протеста» подменял все остальное и служил оправданием любого, самого слабого и беспомощного художественного произведения.


Фильмы Тарковского не были намеренным вызовом советской власти (под «вызовом» я подразумеваю такие произведения, как «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына или «Аквариум» Суворова). То, что власть восприняла эти фильмы как «анти-советские» - проблема вменяемости власти, а не творчества Тарковского. Тогдашнее министерство культуры могло записать в «неблагонадежные» даже Гавриила Романовича Державина.


Тарковский – художник, давший новое представление о двух вполне тривиальных вещах.


Во-первых, о пространстве и времени (я полагаю их неким единым понятием).
Время в фильмах Тарковского – самый заметный, лежащий на поверхности фактор… Дискретность времени в культуре XX века берет свое начало именно с изобретения кино, с овеществления существовавшего ранее в литературе приема монтажа. Киномонтаж позволил увидеть время с разных точек зрения: течение времени «от сих до сих» оказалось нарушено и подчинено воле режиссера (автора сценария).
Тарковскому удалось собрать дискретное время и протянуть его – медленно и мучительно – от одного события к другому.
С этой протяженностью связано и видение пространства у Тарковского. Пространство реализуется в фильмах Тарковского через вещи, которые становятся очень значимыми. Такова свеча, которую несет сквозь пустой бассейн герой Янковского в «Ностальгии» – она – не только символ, но и самоценный, живущий свой жизнью предмет.
Длящееся время фильмов Тарковского наполнено сотнями предметов, которые зритель должен уметь видеть как вещи, которые были до и будут после самого значимого – с точки зрения содержания – аксиологического фактора – ЧЕЛОВЕКА.


Здесь и начинается «во-вторых». Человек – центр мировоззрения Тарковского (кстати, в этом мне видится очевидное влияние отца режиссера, Арсения Тарковского, в стихотворениях которого все нити сводились именно к человеку).
Самый простой пример, который я пока могу привести – фигуры центральных героев «Соляриса», «Сталкера» и «Ностальгии». На остальные фильмы все сказанное выше распространяется в той же степени, но сказано об этом будет в отдельных статьях, которые – надеюсь – еще появятся.
«Солярис» и «Сталкер» - переработка Тарковским 2-х фантастических романов – Стругацких и Лема, для которых научно-фантастический дискурс был доминирующим. Тарковский свел весь этот дискурс к минимуму, обнажив человеческую природу и поставив своих героев в экзистенциальную ситуацию выбора…
Герой «Ностальгии» находится – уже без всяких намеков на фантастику – в точно такой же ситуации. Во всех трех случаях напряженность и развитие действия зависит не от внешних факторов, а от природы человека, его поступков, мыслей, решений.
Важно здесь следующее: у человека в мире Тарковского нет никаких оправдательных мотивов, трактуемых обычно обществом и историей. Герои виновны в том, что они – такие. Они вынуждены или мириться или бороться с этим. Ради чего? Ради самоидентификации. Во всех трех фильмах герой еще должен доказать, что он – человек.


На стыке нового видения времени-простанства и понимания человека как «слепка», который еще только должен стать человеком и рождается та странная эстетика Андрея Тарковского, которая ставит множество вопросов и ни на один из них не дает окончательных ответов.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments