Елена (night_spell) wrote in kultovoe_kino,
Елена
night_spell
kultovoe_kino

Categories:

Джон Гилгуд в фильме "Книги Просперо", 1991, режиссёр: Питер Гринуэй





14 апреля исполняется 104 года со дня рождения сэра  Джона  Артура  Гилгуда  (14. 04. 1904 – 21. 05. 2000)  -  английского (в первую очередь театрального) актера  - одного из величайших исполнителей ролей шекспировского репертуара. 

Когда-то фильм "Книги Просперо" впервые познакомил меня с великим актёром, великим режиссёром и великим композитором. Это был совершенно ни на что не похожий и незабываемый киноопыт. С тех пор я не пропускаю фильмы, в титрах которых стоят имена Джона Гилгуда, Питера Гринуэя или Майкла Наймана и редко бываю разочарована. Но именно этот их совместный шедевр останется моим любимым в творчестве всех троих, и ему я посвятила пост о Джоне Гилгуде, которого я обычно вспоминаю именно как Просперо.

"Книги Просперо"  (Prospero's books,  1991)
Режиссёр:  Питер Гринуэй
Композитор:  Майкл Найман
В ролях:  Джон Гилгуд, Майкл Кларк, Мишель Блан, Эрланд Йозефсон, Изабель Паско, Том Белл, Кеннет Грэнэм, Марк Райлэнс 
Производство:  Великобритания — Голландия
Продолжительность:  128 мин  


 
из  краткой биографии Джона Гилгуда с сайта “100 великих”:

В мае 1940 года Гилгуд впервые сыграл Просперо в шекспировской «Буре», поставленной театром «Олд Вик». Гилгуд начал с того, что разрушил устойчивую ассоциацию «старость — мудрость». Его Просперо был мудр, но не стар. Напротив, Гилгуд играл человека в расцвете физических и духовных сил. Его Просперо утратил родину, власть, богатство, положение, но сохранил силу духа, волю, энергию. В образе, созданном актером, было нечто такое, что театральный рецензент «Дейли Телеграф» назвал «вызывающей дерзостью». «Как иначе, — писал он, — можно назвать поведение человека, который, будучи лишен своего герцогства, начинает править духами природы, обращаясь с ними при этом, как с лакеями».   ( на фото слева  -  Просперо, 1991,  справа  -  Гамлет,  1936 )








13. 09. 1991  состоялась  премьера  фильма 
Питера  Гринуэя  «Книги  Просперо»  -  последняя  главная  роль  сэра  Джона  Гилгуда 

автор статьи: Аркадий Ипполитов  
Источник  -  RussianCinema. ru

86-летний Джон Гилгуд долго искал режиссера, который согласился бы экранизировать шекспировскую «Бурю»: главный герой пьесы, Просперо, был одним из лучших созданных им сценических образов. Гилгуд обращался и к Ингмару Бергману, и к знаменитому своими многолетними творческими «связями» с Уильямом Шекспиром Акире Куросаве; оба раза получив отказы, он, в конце концов, сделал ставку на режиссера вычурного и во многом, вероятно, чуждого его консервативным эстетическим взглядам — на Питера Гринуэя. Тот откликнулся с энтузиазмом: «Буря» всегда была одним из самых притягательных произведений Шекспира для эстетствующих декадентов. Строгая критика считала «Бурю» плодом усталости гения, причудой выдыхающегося стиля, вычурным изыском маньеризма. Именно это и делает «Бурю» фаворитом постмодернизма. Сказочная феерия с множеством фантастических персонажей повествует об абсолютной свободе внутреннего «я». Просперо, маг и демиург, создающий в пространстве своего уединения собственную вселенную, которая оказывается сильнее реальности, — является творцом, играющим с любыми уровнями восприятия, смешивающим все стили и свободно распоряжающимся в пространстве культуры. Шекспировский Просперо — идеал постмодерниста. Название Книги Просперо подчеркивает сосредоточенность режиссера на образе главного героя. Просперо становится всемогущим с помощью знания, но, как и полагается образцовому постмодернисту, с легкостью от него отказывается ради жизни, сжигая все свои книги. Упоение культурой и безжалостный отказ от нее как следствие этого упоения — главная тема фильма. Гринуэй разворачивает красочное повествование, перемешав эпохи в элегантном беспорядке. Он заставляет Просперо листать увражи Джованни Батисты Пиранези, жонглируя бесчисленными аллюзиями то на ампир, то на барокко, позволяя себе множество анахронизмов. Все это перемежается блистательными комбинированными съемками с использованием компьютерной графики. Гринуэя много критикуют за избыточность и чрезмерность, граничащие с безвкусицей. Действительно, фильм похож на рог изобилия, из которого извергается бесконечное множество метафор. Книги Просперо — это Шекспир конца ХХ в., маньеризм компьютерной эры.

 
Один вельможа неаполитанский,
По имени Гонзало, тот, кому

Отправить нас на гибель поручили,

Из состраданья наделил нас пищей

И пресною водой, дал нам одежду

И все необходимые припасы.

К тому же, зная, как  я  дорожу

Своими  книгами , он  мне  позволил

С собою захватить те фолианты,

Что  я  превыше  герцогства  ценю.
(Шекспир. "Буря")


Книги Просперо
автор рецензии: Джон Сильвер.
Источник  -  kino.orc.ru   
Перевернулся ли Шекспир в гробу, когда вышел фильм Гринуэя? Так или иначе, "Книги Просперо", снятые по шекспировской "Буре" (весьма странная пьеса в наследии английского гения), представляют собой, мягко говоря, неожиданную версию классики - истории о миланском герцоге Просперо, отправленном своим братом-противником в открытое море и оказавшемся на острове вместе со своими полуволшебными книгами и маленькой дочерью.
Гринуэй решает сразу несколько проблем, наделив Просперо полномочиями Шекспира. Он абстрагируется от необходимости следовать сюжету оригинала, он делает текст лишь одной из составляющих действия. И он передает работу с шекспировским стихом в руки достойнейшего. Лучшего выбора, чем Гилгуд, он вряд ли мог сделать. Старичку тогда было уже 86, но как сыграл, как глубок и полнозвучен его голос, который в "Книгах Просперо" - не просто голос, а мощный режиссерский инструмент. Для Гилгуда эта роль - больше, чем просто роль. Он мечтал организовать съемку фильма по "Буре" много лет, пытался привлечь к проекту Куросаву и Бергмана. Неудивительно, что, когда мечта жизни осуществилась, он сыграл так, как будто на кону стояла вся его актерская репутация. 

 
                           

Для Гинуэя 24 книги Просперо более важны, чем сам Просперо. Их тематика безгранична - это книга воды, книга движения, книга любви, книга игр и так далее. Оживающие на их страницах образы создают свой отдельный мир, в котором есть место всему, что может взволновать и затронуть человека. Художественное образование Гринуэя здесь реализуется с особенной силой, подкрепленное новейшими средствами компьютерной графики. Образы книг Просперо технологически органично вплетаются в тот интерьер, который символизирует (не более того!) развитие сюжета. Роскошный видеоряд, создаваемый режиссером, является самостоятельной ценностью, как минимум равнозначной шекспировскому тексту. Есть даже подозрение, что более ценной, если обвинения в мегаломании и претенциозности, неоднократно высказываемые в адрес Гринуэя, имеют под собой какое-то основание. Для человека, который настроен против цветовых и декоративных излишеств, картинки, выстраиваемые английским режиссером, могут показаться раздражающими (такое отношение я встретил, например, у Джо Брауна, кинокритика «Вашингтон Пост»). В сочетании с неоклассической музыкой Майкла Наймана гринуэевское рококо (если это рококо) может вызвать неодолимую идиосинкразию. 

 
                           

Все критики в один голос твердят о засилии голого тела в фильмах Гринуэя. В «Книгах Просперо» массовая обнаженка (с участием десятков натур, которые фигурируют в кадре ежеминутно) - это самый натуральный ренессасный пир плоти, причем даже то слабое прикрытие, которое имеют некоторые тела, оформлено в стиле живописи Возрождения. Однако для современного зрителя в этом есть элемент определенного сюрреализма, особенно в сочетании со диковинными предметами и интерьером, которые в фильме доминируют.
Первые кадры фильма просты и символичны: падают капли воды. Как известно, монотонно каплющая вода порождает гипнотический эффект. И, хотя капли будут падать недолго, фильм от начала до конца - растянутый сеанс гипноза, и лучше этому не противиться, потому что погрузиться в предлагаемый Гринуэем транс - хороший (возможно, и единственный) способ воспринять то, что он наснимал.

см.  фрагмент  фильма 

 
                           

см.  фильмографию  Джона  Гилгуда  на  IMBd
  
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments