Лёня Чижиков (alexkhrom) wrote in kultovoe_kino,
Лёня Чижиков
alexkhrom
kultovoe_kino

Categories:

Пепел и Алмаз

 

Название: Пепел и Алмаз
Оригинальное название: Popiуl i diament
Год выпуска: 1958
Жанр: Драма
Выпущено: Польша
Режиссер: Анджей Вайда

О фильме: По мотивам повести Ежи Анджеевского. 1945 год, весна, последние дни Второй Мировой войны. Победа близка, поляки, прежде объединенные общим врагом и общей бедой, теперь из политических соображений убивают друг друга. Страна на грани гражданского противостояния. Польша стала "советской территорией". Бывший студент Мацек, опытный и отважный боец Сопротивления, теперь получил особое задание - ликвидировать одного высокопоставленного коммуниста... 

Киношедевры обладают редким качеством оставаться во времени, постоянно меняясь, провоцируя разные трактовки, включая и отторжение, неприятие, а потом как бы доказывая свою художественную правоту. "Пепел и алмаз" Анджея Вайды подвергался упрекам в ревизионизме и оправдании романтических борцов с коммунистическим режимом. Теперь кое-кто усмотрит в фильме вынужденную апологетику "новой Польши", которая приходит на смену умирающей под звуки печально-торжественного "Полонеза Огинского" (он к тому же имеет название "Прощание с родиной").

 Но самое главное, что способно покорить зрителей и спустя почти 50 лет после создания этой, пожалуй, самой знаменитой польской ленты за всю историю кино - художнический прорыв режиссера Анджея Вайды и актера Збигнева Цибульского к человеческой, сложной и не подлежащей обычному житейскому осмыслению, глубинной правде характера героя, "заплутавшего на войне" (если воспользоваться словами Василя Быкова о тоже неоднозначном персонаже - Рыбаке из его повести "Сотников").

Вопреки сиюминутности и очевидной компромиссности некоторых сюжетных мотивов романа Ежи Анджеевского и картины Анджея Вайды, "Пепел и алмаз" прежде всего - драма бытия, в пограничной ситуации между жизнью и смертью, переживаемая трагическим одиночкой Мачеем. Вопрос заключается отнюдь не в том, что герой оказался не на той стороне (как это трактовали в прежние времена) или же представляется в качестве невинной жертвы надвигающегося тоталитаризма (так это будут воспринимать сейчас).

 Явный метафоризм режиссерской манеры, особенно в финале "Пепла и алмаза", как нельзя лучше подтверждает иносказательность этой философской притчи о вечной неприкаянности человека. Не случайно один из любимых писателей Вайды - именно Достоевский с его мучительно неразрешимой проблемой пребывания "идиота" в мире, который одержим "бесами".



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments