Գրիգոր Բադալյան (comte_de_varand) wrote in kultovoe_kino,
Գրիգոր Բադալյան
comte_de_varand
kultovoe_kino

Category:

Ветхозаветный змей и его бездарная ученица

Просмотрен "Ганнибал" по следам текста "Тенденции в культуе и суицидальный терроризм" и дискуссии о танатофилии.

Не буду вздыхать по поводу гениальной актерской работы Хопкинса, безупречного вкуса художников, операторов (замки и парки, опера в Италии, флорентийская библиотека), сценаристов (нужные цитаты из "Божественной Комедии" и 'Vita Nuova'; отчеканенный афористический, мудрый язык Лектера), скажу лишь об интересном и структурно схожем.

В
этом тексте о Лектере Ганнибале говорится, что он представлен, как бич Божий в ужасном мире, казалось бы заслуживающем каждой своей молекулой испепеляющего огня свыше. Но я уверен, что Лектор тут не бич, а сам Змей из Эдема: его незабываемый взгляд из подлобья, плывущие глаза, меткость, элегантность и сила, аккуратность, эстетичность, чувствительность и умиление ко всему действительно духовно чистому, его строжайший морализм (поедаю только тех, кто меня достал, а ещё и тех, кто ведет себя плохо) - все это выдает в нем самого дьявола. Причем, не какого-то там "пролетарского" черта, проживающего по адресу Колодец, Восьмой круг, Третий пояс, Десятый ров, а полководца адских воинств, того самого, который искушал Христа в пустыне.

В тот раз жестко обломавшись "и, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени" (Лк 4:13). Но время это различные художники постоянно хотят приблизить, они сами готовы вместо дьявола задавать Христу неудобные вопросики. Из наиболее ярких в моей памяти: Великий инквизитор в Севилье у Достоевского, далее, Грейс и её отец в "Догвиле" и "Мандерлее". А теперь и Лектер Ганнибал и агент Старлинг.

Честный художник, такой, как Достоевский, может лишь всплакнуть и сохранить веру вопреки всему: он четко понимает, что великий древний дух саморазрушения, вещающий через инквизитора, прав, а доказательств правоты Христа найти ему - Достоевскому - сложно. Но он все же верит: Христос оставляет Свой поцелуй на челе мудрейшего церковника.

У Триера спор приобретает совершенно уродливые формы: спорят не дьявол и Христос, а какой-то (латентно?) гностический демиург Иегова и его упрямо-романтичный "сын" Грейс! Мало того, что сюжет "Догвиля" и "Мандерлея" представляет из себя череду методично подставленных подножек всем затеям Грейс, так ещё в конце дьявол=папа-мафиози="Бог-Отец" берет верх в сердце самой Грейс, и она лично отдает приказ уничтожить её мучителей - все равно, если б Христос через Своего Отца велел Нерону бросить в колизей всех фарисеев и саддукеев, а ещё вздернуть на восточной стене Старого города апостола Петра за троекратное отречение, ну и Фому, за то, что не веровал. В общем, хорош "Христос" у датского режиссера! Триер работает не ланцетом, а топором, порой даже бензопилой... Хотя говорит он о том же самом: антроподицея (а через неё, все это понимают, и теодицея).

(Что до Мандерлея, так это синхронный плагиат один-в-один с "Легенды о Великом Инквизиторе"! Там ничего сугубо триеровского, кроме прелестной формы и стеба над американской демократией, нету)

И в этом фильме - в "Ганнибале" - дух пустыни обхаживает ангела (агент Старлинг) со всех сторон, ухаживает за ней, спасает её, демонстрирует ей все ужасы мира, людей вокруг, даже, когда от этого зависит его выживание, не смеет на неё даже дыхнуть, пылинки сдувает... и это при том, что режет направо и налево всех (по определению грешников).

Одним словом, этот безграничный пиетет Ганнибала Лектера перед агентессой Стерлинг есть своеобразное признание своей единосущности с ней (сущности, с "постоянной регистрацией" вне этого мира грешной и бренной материи), признание её аристократического - в масштабах божественной иерархии - происхождения... Нет, нежная плоть этой молодой женщины не нужна душегубу-каннибалу, он просто ведет с ней даааавний, как мир, спор, он вел его с ней в трансиорданской пустыне, потом в севильской темнице, он продолжал спор в обоих этих двух полуголодных городках Среднего Запада США времен Великой Депрессии, он ведет его здесь в "Ганнибале" и, по-видимому, будет вести до скончания времен - каждый раз одерживая стопроцентные победы!!!! - вот в чем ужас!

Какова же разница между Грейс и агентом Стерлинг? Очевидно, Грейс таки поняла, что папаша-мафиози постоянно выигрывал и будет выигрывать у ней пари, и попыталась закатать рукава и взяться за дело совершенно серьёзно и озлобленно (в хорошем смысле слова), иначе говоря, Грейс пошла служить в ФБР, где либеральные методы воспитания постоянно плошающего человека заменены на "научно-обоснованный" отстрел паршивых овец.

Кстати, эту тему "благого" насилия режиссер развивает в фильме, глумясь над "вооруженным посланником божьим" ангелом-агентом Старлинг: Книга Гиннесса присуждает ей премию, как женщине, сотруднице правоохранительных органов, убившей на службе максимальное количество человек. Неожиданно подкрадывается вопрос: так какая ж разница между ангелом-Старлинг и дьяволом-Ганнибалом!?! И там, и там жертвы!! Притом, хотя бы зло убивает в первую очередь грешников, а вооруженное добро - всех, кто попадется под раздачу...

Одним словом, фильм этот является не красочной репликацией, а изящным углублением спора, начатого где-то не здесь.

Ещё одна партия сыграна, интересно, кто осмелится дать следующую возможность посланникам двух миров поспорить. Притом, что предметом спора было и будет ничто иное, как мы сами.

Жаль, агент Стерлинг не нашла в себе силы поцеловать любезного Ганнибала после очередной бесконечно мудрой фразы ://

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments