3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in kultovoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
kultovoe_kino

"Времена года" (2006) Н. Б. Джейлана



После «Отчуждения» Джейлана (Сейлана) назвали турецким Антониони. И он решил не обманывать ожидания, сняв «Времена года» (2006) - историю распавшихся отношений преподавателя архитектуры (его играет сам Джейлан) и арт-директриссы телесериала (её играет супруга Джейлана). Затрудняюсь сказать почему у «Времён года» такое название. Есть лето, есть зима. Но фильму бы больше подошло бы название джейлановского "Отчуждения". Антониониевская некоммуникабельность среди разнополых представителей творческой интеллигенции. «Приключение» - «Ночь» - «Затмение». «Времена года», если исходить из первичных драматургических признаков, прекрасно вписались бы в этот ряд.

Честно говоря я был несколько разочарован — почти нет чудесных атмоферных кадров, характерных бытовых зарисовок. Джейлан будто сменил широкоугольный объектив на портретник. Главное отношения между героями — а всё остальное как бы не фокусе. Природа мало ощущается в фильме. В основном нерадостная урбанистичность, полумрак интерьера европейского вида квартир. Пейзажи довольно унылы. Мир «Времён года» не щедр на впечатления для главных героев. Потому что главным впечатлением должны стать друг для друга они сами.

Тут собственно и заканчивается сходство с Антониони. И мужчина, и женщина в фильме Джейлана расходятся не от мужских проблем как в «Приключении», не от разницы в мировоззрении и предпочтениях как в «Затмении», и не переживают семейный кризис как в «Ночи». Они просто не могут сойтись. Женщина озлобилась на мужчину, так он не хочет на ней женится, а мужчина лишь через какое-то время понимает, как ему плохо без неё. Хотя возраст у обоих как раз для создания семьи. То есть Джейлан берёт самую простейшую ситуацию и начинает её раскручивать без каких-либо гиперинтеллектуальных приёмов.

Не Антониони, а «Энни Холл» Аллена и «Филиал» Довлатова. Не драма, а скорее немного трагикомедия. Есть и вторая женщина — вульгарная особа, оттеняющая поэтичность главной героини. Однако это не любовный треугольник. Джейлан просто играет на контрасте. Есть мужчина и женщина его мечты. Собственно оба не понимают как нужны друг другу - хотя у женщины желание быть вместе очень сильно. Но одиночество поменяло их отношения друг к другу. Собственно об этом этом и фильм. Финал мне показался открытым. Пролетает сквозь снегопад самолёт. Может преподаватель и улетел на нём. А может — судя по буре эмоций на лице героини — пришёл на съёмочную площадку.
Хотя может она и просто вспоминает. Неважно. Главное, что показывает фильмом Джейлан — насколько значимы нормальные, основанные на чувствах, а не сексе и обязаловке, отношения. Для обоих и с обеих сторон. Как много места занимают они в нашей жизни, определяют её полноценность.

Замечательно, что Джейлан смотрит на своих героев без драматизма и идеализма, с сочувствием, некоторой иронией и пониманием. Сами же персонажи переживают и депрессию, и экзальтацию. В этой разнонаправленности эмоций и ценность фильма. Хотя меньшая сфокусированость на отношениях и более интересная разработка эпизодов и среды, где происходит действие, персонажей второго плана ему не помешала бы.

http://www.imdb.com/title/tt0498097/
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…