kinoobservatory (kinoobservatory) wrote in kultovoe_kino,
kinoobservatory
kinoobservatory
kultovoe_kino

Category:

Бела Тарр в ГЭЗ-21, списках Сьюзен Зонтаг и режиссерских рейтингах

Венгерского режиссера Бела Тарра в России пока знают мало. В одной из статей о нем американский киновед замечает, что его фильмы вряд ли когда-нибудь приглянутся прокатным компаниям. Однако по всему миру проходят ретроспективы Тарра, он является любимцем фестивальной публики. Эксперты из газеты «The Guardian», составляя в 2004 году список сорока лучших режиссеров, отдали Тарру 14-е место. Здесь он опередил даже таких фаворитов арт-критики, как Кар Вай, Альмадовара, и, страшно представить – Тарантино.

Сюзен Зонтаг, составляя короткий список фильмов, важных для истории кино, поместила туда «Проклятие» Тарра, а его «Гармонии Веркмайстера» вошли в десятку лучших фильмов 2001 года. Тарра называют современным восточноевропейским Тарковским. Хотя я сравнил бы его, скорей с Антониони. И в то же время – он сильно отличается как от одного, так и от другого. Воспитанник венгерской школы «документального реализма», Тарр выработал собственный стиль, который условно можно было бы назвать «магическим сюрреализмом». Его экранизация «Макбета» снята двумя планами по 5 и 67 минут. Эту любовь к «внутреннему монтажу» он сохраняет и в других фильмах. Однако, этот прием, не столько убеждает в реалистичности происходящего, сколько рождает необыкновенной силы метафоры. Это тихое отчаяние человека, который ощущает себя бесконечно одиноким и в то же время – причастным каждому атому огромной вселенной.

Гас Ван Сэнт, которого творчество Бэлы Тарра вдохновило на создание “Джерри”, написал о нем (текст Гаса Ван Сэнта «Камера – это машина», был написан к ретроспективе Белы Тарра в Нью-йоркском Музее современного искусства в 2001): «Фильмы Белы Тарра следуют одному из многих отдельных путей, которыми мог бы пойти кинематограф, не стань мэйнстрим приспосабливаться к городским нуждам. Его работы демонстрируют новую, подлинную и плодотворную ориентацию кино, которое в своём пункте отправления радикально начинает всё заново. И такое кино могло быть рождено только за пределами нашей западной культуры. Кажется, что на Белу Тарра повлияли статичные виды паровозов XIX века. [Отсылка к фильму братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» (1895)]. Он усвоил кино из его истоков, как будто бы модернистского кинематографа не существовало вовсе. Работам Белы Тарра присущ скорее органический и созерцательный подход, а не отрывочный и современный. Мы не смогли бы отыскать такой манеры созерцания жизни в обычном современном фильме. Его фильмы настолько ближе к ритмам повседневной жизни, что представляется, что мы присутствуем при рождении нового кинематографа. Бела Тарр – один из немногих подлинных визионеров в кино».

"Проклятие" будет показано 23 января, в 20.00 в Кинообсерватории ГЭЗ-21.

«Проклятие»

Венгрия, 1988, 116 мин. ч/б

Режиссер: Бела Тарр.

Роли: Имре Чмелик, Янош Балог, Габор Балог

Imdb: http://www.imdb.com/title/tt0095475/

Википедия о режиссере: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D1%80%2C_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0

36 х 2. «Лучшие фильмы всех времен» по Сьюзен Зонтаг



В год столетия кино многиекинематографические журналы и общая пресса проводили референдумы,участники которых составляли списки «лучших фильмов всех времен».«Киноведчес-кие записки» также включились в эту игру, предложивкинокритикам и киноисторикам разных стран, из круга друзей идоброжелателей журнала, составить не один список, а целых три, и вкаждом не десяток, а дюжина.
Первый список: 12 фильмов всех времен, наиболее важных в историчес-ком развитии кино как искусства.
Второй список: 12 фильмов всех времен, наиболее ценных и актуальных в контексте сегодняшней кинокультуры.
Третий список: 12 фильмов всех времен, наиболее любимых лично.
Иными словами, первый список предложено было составить в качествеисторика, второй—в качестве критика, третий—в качестве «простогозрителя», коим «историк» и «критик» не может не быть.
Сьюзен ЗОНТАГ откликнулась на наше предложение с энтузиазмом,составив даже два (!) комплекта. Поскольку 28-й номер журнала, где былиопубликованы все ответы, новому поколению наших читателей разыскать ужезатруднительно, мы решили заново воспроизвести те ее списки вместе сприложенным ею коротким комментарием к ним.
Как видно, Сьюзен Зонтаг охотно участвовала в подобных опросах.Нам в руки попал еще один ее «топ-лист»: «лучшие фильмы 2001 года»,составленный ею по просьбе журнала «Артфорум». Мы также предлагаем еговниманию читателей.
1-й вариант
I.
1. Наполеон (Абель Ганс, 1927)
2. Киноправда (Дзига Вертов, 1922–1925)
3. Большой парад (Кинг Видор, 1925)
4. Алчность (Эрих фон Штрогейм, 1924)
5. Страсти Жанны д’Арк (Карл Теодор Дрейер, 1927)
6. Люди в воскресенье (Роберт Съодмак и Эдгар Ульмер, 1929)
7. Аталанта (Жан Виго, 1934)
8. Одержимость (Лукино Висконти, 1942)
9. Семь самураев (Акира Куросава, 1954)
10. Если бы у меня были четыре дромадера (Крис Маркер, 1966)
11. Две или три вещи, которые я знаю о ней (Жан-Люк Годар, 1966)
12. Смертная казнь через повешение (Нагиса Осима, 1968)

II.
1. Голубой ангел (Джозеф фон Штернберг, 1930)
2. Трилогия об Апy (Сатьяджит Рей, 1955, 1956, 1959)
3. Персона (Ингмар Бергман, 1966 )
4. Безрассудная любовь (Жак Риветт, 1968)
5. Голая армия императора марширует (Кадзуо Хара, 1987)
6. 2001: Космическая одиссея (Стенли Кубрик, 1968)
7. Жить своей жизнью (Жан-Люк Годар, 1962)
8. Гитлер—фильм из Германии (Ганс Юрген Зиберберг, 1978)
9. Сталкер (Андрей Тарковский, 1979)
10. Карманник (Робер Брессон, 1959)
11. Страсть (Жан-Люк Годар, 1981)
12. В год тринадцати лун (Райнер Вернер Фассбиндер, 1978)

III.
1. Токийская повесть (Ясудзиро Одзу, 1953)
2. Правила игры (Жан Ренуар, 1939)
3. Дети райка (Марсель Карне, 1945)
4. Мадам де... (Макс Офюльс, 1953)
5. Приговоренный к смерти бежал (Робер Брессон, 1956)
6. Перед революцией (Бернардо Бертолуччи, 1964)
7. Презрение (Жан-Люк Годар, 1963)
8. Европа, 51 (Роберто Росселлини, 1952)
9. Моя ночь у Мод (Эрик Ромер, 1969)
10. Рай и ад (Акира Куросава, 1963)
11. Мело (Ален Рене, 1986)
12. Жанна Дильман (Шанталь Аккерман, 1975)

2-й вариант
I.
1.  Стачка (Сергей Эйзенштейн, 1924)
2.  Вампиры (Луи Фейад, 1915)
3.  Потомок Чингис-хана (Всеволод Пудовкин, 1928)
4. Багдадский вор (Рауль Уолш, 1924)
5. Нанук с Севера (Роберт Флаэрти, 1922)
6 . Берлин, симфония большого города (Вальтер Руттман, 1927)
7.  М (Фриц Ланг, 1931)
8. Переполох в раю (Эрнст Любич, 1932)
9. Олимпия (Лени Рифеншталь, 1936–1938)
10.  Молчание (Игмар Бергман, 1963)
11. Фильм (Брюс Коннор, 1958)
12. Парсифаль (Ганс Юрген Зиберберг, 1982)
 
II.
1. Трилогия Марселя Паньоля: Мариус—Фанни—Сезар (Александр Корда—Марк Аллегре—Марсель Паньоль, 1931–1932–1936)
2. Земля дрожит (Лукино Висконти, 1948)
3. Последний этап (Ванда Якубовская, 1948)
4. Слово (Карл Теодор Дрейер, 1955)
5. Кровь животных (Жорж Франжю, 1949)
6. Скорпион Восставший (Кеннет Энгер, 1963)
7. Время развлечений (Жак Тати, 1967)
8. Рим (Федерико Феллини, 1972)
9. Горькие слезы Петры фон Кант (Райнер Вернер Фассбиндер, 1972)
10. Американский солдат (Райнер Вернер Фассбиндер, 1971)
11.  Женщина-насекомое (Сёхэй Имамура, 1963)
12. Андрей Рублев (Андрей Тарковский, 1966)
 
III.
1. Путешествие в Италию (Роберто Росселлини, 1954)
2. Приход к власти Людовика XIV (Роберто Росселлини, 1964)
3. Последняя весна (Ясудзиро Одзу, 1962)
4. Приключение (Микеланджело Антониони, 1960)
5. Отец-хозяин (Паоло и Витторио Тавиани, 1977)
6. Мой друг Иван Лапшин (Алексей Герман, 1984)
7.  Комедианты (Тео Ангелопулос, 1975)
8. Иллюминация (Кшиштоф Занусси, 1973)
9. Берлин, Александерплатц (Райнер Вернер Фассбиндер, 1979-1980)
10. Отчизна (Эдгар Райтц, 1984)
11. Камень (Александр Сокуров, 1992)
12. Проклятие (Бела Тарр, 1987)
 
Составление подобных списков—это удовольствие и возможностьоб-мануть ожидания. Хотя я превратила ваши 36 фильмов в 72—фактически в76, потому что я назвала как один фильм и Трилогию Паньоля, и Трилогиюоб Aпy,—все равно еще остались фильмы, которые мне хотелось быупомя-нуть среди любимых—я имею в виду фильмы, которые я была бысчастлива смотреть снова и снова. У меня не нашлось места, например,для «Третьей Мещанской» Абрама Роома, «Аплодисментов» Рубена Мамуляна и«При-косновения» Занусси. И это только три фильма из тех, что приходятна ум. Лучше я остановлюсь на этом, пока мне не вспомнились ещенесколько картин и не появилось искушение начать третий вариантсписков.

(«Киноведческие записки», № 28)
«Лучшие фильмы 2001 года»
1. «Гармонии Веркмайстера», реж. Бела Тарр
2. «Южный комфорт», реж. Кейт Дэвис
3. «Пианистка», реж. Михаэль Ханеке
4. «Пробуждение жизни», реж. Ричард Линклейтер
5. «Путешествие к солнцу», реж. Йесим Устаоглу
6. «Сборщики мусора и я», реж. Аньес Варда
7. «Река», реж. Цай Мин-лян
8. «Последнее прибежище», реж. Павел Павликовский
9. «Молох», реж. Александр Сокуров
10. «Интимность», реж. Патрис Шеро
 
 (Аrtforum International Magazin, New York, 2001; воспроизводится по: http://www.artforum.com)
http://www.kinozapiski.ru/article/447/
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments