ratoncillo (ratoncillo) wrote in kultovoe_kino,
ratoncillo
ratoncillo
kultovoe_kino

Categories:


 РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  -
БАРДЕМ VS БАРДЕМА
 
Он - человек парадоксов. Обладая внешностью мачо и секс-террориста, он скромен и не cлишком  уверен в себе,  любезен с журналистами, но не обсуждает свою частную жизнь, никогда не руководствуется суммой гонорара или громким именем режиссера, выбирая лишь те роли, где может в очередной раз доказать свою профпригодность. Причем, чем роль сложнее, тем, как говорила Алиса у Кэррола «любопытственнее». 

Актеров Системы и Метода, пришедшим на смену кинобогам и киномонстрам Марлону Брандо, Роберту Де Ниро и Аль Пачино, обладающих, помимо внешних данных, еще и способностью перевоплощаться в персонажа до такой степени неузнаваемости, когда начинаешь сомневаться в существовании личности самого актера, задаваясь вопросом в духе классика: «А был ли мальчик?», можно пересчитать по пальцам обеих рук. Дэй-Льюис, Олдмен, Дауни-младший, Нортон, Пенн, Депп. Хавьер Бардем замыкает эту «великолепную семерку».
Актерами не только становятся, но и рождаются, тем более, если сразу три поколения твоей семьи посвятили себя кинематографу.
Хавьер Анхель Энсинас Бардем родился 1 марта 1969 года в Лас-Пальмас (Гран-Канариа, Испания), в семье, где, кино буквально вошло в состав ДНК. Его бабушка -  Матильде Муньос Сампедро и дедушка Рафаэль Бардем были актерами, дядя Хуан Антонио Бардем - известный испанский сценарист, режиссер, обладатель премии фестиваля в Каннах («Добро пожаловать, мистер Маршалл» (1953) и Московского кинофестиваля («Конец недели» (1977) и «Семь дней в январе» (1979). Он работал вместе с Луисом Бунюэлем, активно критиковал режим диктатора Франко в своих фильмах, был убежденным коммунистом и уважаемым в стране диссидентом, за что отсидел 5 лет в тюрьме. Его мама Пилар и старшие брат Карлос и сестра Моника, тоже актеры, не раз снималась вместе с младшим Бардемом в одних картинах. Тут уж хочешь - не хочешь, а приходится поддерживать планку на соответствующей высоте.
Его родители расстались, когда младшему из Бардемов было всего 2 года, Пилар Бардем вместе с детьми переехала в Мадрид, а уже в 6 лет он играл вместе с мамой в мини-телесериале «Плут». Начало звездного пути отнюдь не было усыпано розами, у семьи было не так уж много денег и Хавьер  рано начал работать. Преодолевая детские комплексы («Вообще-то, я всегда был застенчивым парнем, даже если по мне этого и не скажешь»). Бардем участвовал в массе телевизионных постановок, гастролировал с независимой театральной труппой, играл в регби в национальной сборной Испании («играть в регби в Испании почти тоже самое, что быть тореадором в Японии»), изучал живопись в EscueladeArtesyOfficios в Мадриде. Впрочем, кем он только не был – от вышибалы в клубе до стриптизера. Когда ему стукнуло 20, он, выходя из дискотеки, наткнулся на  какого-то отморозка, который, спросив, что-то вроде: «Ты, что ли, Хавьер Бардем?», врезал ему по носу и сломал переносицу.  Этот легкий дефект не только сделал Бардема еще более неординарным и сексуально привлекательным, но и впоследствии помог ему получить и сыграть роль, за которую он (единственный среди испанских актеров!) был номинирован на «Оскар». Но об этом позднее. 
Первый фильм, принесший Бардему широкое признание в Испании, стала грустная секс-комедия «Любовь, секс и ветчина» второго после Альмодовара мастера эпатажа режиссера Хосе Хуана Бигаса Луны. Роль юного мачо-соблазнителя - самое явное амплуа Хавьера Бардема, которое можно было бы эксплуатировать и получать при этом неплохие дивиденды всю оставшуюся жизнь, не будь наш герой так требователен к своему актерскому дарованию. Вместе с ним здесь поблескивали не менее юные Пенелопа Крус и Хорди Молья (с которым они будут страстно заниматься сексом и мучить друг друга во «Второй коже»). 
 После нескольких удачных ролей в  «Считанных днях» и «Рот в рот», за которые он получил национальные премии «Гойя» как лучший актер, Бардем принял участие в блестящем международном проекте «Пердита Дуранго» Алекса Де Ла Иглесиа, где впервые чуть-чуть заговорит по-английски. В этой road-movie-комедии, полной черного юмора, секса, погонь и стрельбы его улыбчивый бывший морской пехотинец-junkie-шаман Ромео Долороса, с длинными волосами и дурацкими выбритыми височками будет сыпать цитатами из бертоновского «Бэтмена», бегать от растяпы-детектива (Джеймс Гэндолфини) и будет застрелен двоюродным братом-гангстером (родной брат Карлос).
Затем он появился у  Педро Альмодовара в «Живой плоти» (в эпизодах снялись Пилар Бардем и Пенелопа Крус), у которого он уже мелькал в  «Высоких каблуках» и «Свяжи меня!» и сыграет парализованного полицейского. Маэстро Альмадовар первым посадит Хавьера в инвалидное кресло, тот будет так убедительно ездить в нем по баскетбольной площадке и забивать голы, что получит 3ю «Гойю» как лучший актер, а Альмодовар лично подтвердит, что «Хавьер Бардем большой мастер по созданию образов, которые весьма далеки от его собственной личности». Против Альмодовара не попрешь - уж кто-кто, а он-то в классных парнях и талантливых актерах толк знает!
В «Между ног» Мануэля Гомеса Перейры он сыграл отвратительного (это при бардемовском-то обаянии!) типа -  подсевшего на секс-по-телефону сценариста-убийцу напару с одной из муз Альмодовара Викторией Абриль, про которую Бардем позднее скажет, что она «великая актриса и самая привлекательная женщина из всех, кого я встречал. Таких в Испании больше нет!». Впрочем, про то, какой Бардем скромный, мы уже наслышаны.
На рубеже нового тысячелетия Бардем с легкостью царевны-лягушки скинул с себя «кожу» «пожирателя женщин», чтобы играть тонких, нервных и страдающих геев. В новом амплуа он выглядел ничуть не менее органичным. Вот только не надо отождествлять Бардема с его ролями. Он слишком глубоко проникает в ткань роли (большой привет от Станиславского-М.Чехова-Страсберга-Адлер), тем паче, если роль так же далека от его собственной личности, как идеалистические лозунги морального кодекса строителя коммунизма от реалий режима.
Первым «опытом» в новом направлении был успешный хирург Диего во «Второй коже» режиссера-дебютанта Херардо Веры. Его партнером стал упомянутый уже Хорди Молья - еще одна испанская, а после «Кокаина» и международная кинозвезда. Интимные сцены и душевные страдания в исполнении Бардема выглядели столь естественно, что его стали донимать вопросом: «А не гей ли ты сам, мил человек?», на что он вежливо отвечал: «Нет, я не гей, у меня есть подружка, но если все хотят это знать, значит, я хорошо сыграл свою роль». Его экранный персонаж, как лермонтовский парус, искал покоя, а в жизни покой Бардему теперь будет только сниться. Грядут перемены.
Джулиан Шнабель, известный нью-йоркский художник и режиссер («Баския»), живущий со своей испанской красавицей-женой Олатц Гарменией-Шнабель (сыгравшей в фильме «Перед тем, как наступит ночь» мать Бардема) между Сан-Себастьяном и Нью-Йорком и видевший его испанские работы, предложил Бардему сыграть кубинского писателя Рейнальдо Аренаса, преследуемого режимом Кастро за поэзию и гомосексуализм, бежавшего в Штаты и умершего там от СПИДа. Эту роль должен был играть Бенисио Дель Торо, но когда Бардем для роли похудел на 15 кг, научился печатать на машинке и говорить по-английски (которого он вообще не знал) с кубинским акцентом с помощью своей красивой подружки-переводчицы Кристины Палес, с которой он уже более 10 лет, то автор сценария и близкий друг Аренаса Ласаро Гомес Кариллес закричал: «Хавьер, ты вылитый Рейнальдо!». Сам Бардем сильно сомневался, что он, испанец  сможет сыграть опального кубинского поэта-диссидента, но «за три недели, что я провел на Кубе, готовясь к съемкам, я много узнал об этой стране и о Рейнальдо, и понял, что у нас много общего, даже сломанный нос и решил, что смогу справиться с ролью. Чтобы сыграть сцену смерти, я раз 13 пересматривал «Филадельфию» с Томом Хэнксом – учился, как сделать  ее как можно более достоверной». В эпизодах в картине сыграли еще  двое из «семерки»: почти неузнаваемый в образе крестьянина Шон Пенн и Джонни Депп, одинаково прекрасный как в роли красотки-трансвестита, так и в роли садиста-следователя.
Когда Бардем увидел себя на экране, он был в ужасе: «Я потратил полгода жизни на эту роль и ожидал чего-то большего, чем увидеть испанского парня, который пыжится изо всех сил, чтобы быть понятым англоязычной аудиторией». Опять это бардемовское самоедство. Сыграв Аренаса, он стал звездой международного уровня: был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус», получил «Чашу Вольпи» в Венеции и еще одну высокую награду – его Бог и кумир Аль Пачино спустился с Олимпа, чтобы позвонить в Мадрид и сказать: «Старик, отличная работа»: «В три часа ночи в моем доме раздался телефонный звонок, я сразу узнал голос Аль Пачино, ведь я видел все его фильмы. Кристина ревниво спросила, кто это, я попытался ее успокоить: «Не волнуйся, детка, это всего лишь  сеньор Пачино». Тут она занервничала еще больше».
Он хочет уважать себя и свою работу так же, как и в самом начале карьеры, в связи с чем отказался от роли террориста Рейнара в очередной серии Бондианы «И целого мира мало», чтобы играть совершенно непохожих на него персонажей. Сначала он с радостью принял предложение Джона Малковича и сыграл в его режиссерского дебюте «Танцующая наверху» сильного духом детектива-полицейского лейтенанта Рехаса, борющегося с террором в Перу 80-х, а чуть позже у дебютанта Фернандо Леона де Араноа лысеющего бородатого безработного докера средних лет в «Понедельниках под солнцем». «В Испании я вроде как «человек из Голливуда», а эта роль была возможностью заставить всех поверить, что я простой рабочий с судоверфи». Фильм был номинирован на «Оскар», имел огромный успех в Испании, а на премьерных показах на кинофестивалях в Палм Спрингс и Sundanceзрители аплодировали  Бардему стоя.
«Для меня неважно - главная роль или второстепенная и страна, в которой будет сниматься кино. Кино интернационально, а качество роли для меня важнее ее значимости в фильме. Самые безумные сценарии и роли - прерогатива независимых компаний, там режиссеры и продюсеры меньше повернуты на бокс-офисе».
Компании-мейджоры не в обиде. Например, DreamWorksSKG, где он снялся «Соучастнике» Майкла Манна  в маленьком камео наркобарона Феликса. Должен же он иногда думать о своей американской карьере, вон, некоторые соотечественники ради этого даже Котов-в-сапогах озвучивают, а тут всего-то драгдилер? Но вершиной его мастерства погружения в образ стало «Море внутри» Алехандро Аменабара. И правда, поди сыграй сразу два возраста и состояния Рамона Сампедро: 22-летнего красавца-моряка, любимца женщин и 55-летнего, полностью парализованного поэта и общественного деятеля, 6 лет боровшегося за добровольную эвтаназию. Бардем справился с блеском, но роль потребовала от него колоссальных физических и психологических затрат: 10 часов почти без движения ежедневно, 5-часовые «пытки» с гримом, многократный пересмотр видео, на котором Сампедро уходил из жизни. Актер в который раз доказал, что на все готов ради искусства. В 2005 фильм получил 14 премий «Гойя» и «Оскар», а Бардем  - вторую «Чашу Вольпи», кроме того, вошел в Top 50 самых красивых испанцев/латиноамериканцев в шоу-бизнесе, отказался от роли в сиквеле «Основного инстинкта» и поучаствовал в работе жюри Каннского фестиваля.
В байопике «Призраки Гойи» Милоша Формана в компании со Стелланом Скарсгардом (Франческо Гойя) и Натали Портман (его модель Инес) он  играет монаха-инквизитора брата Лоренцо – пожалуй, первого по-настоящему жуткого злодея в своей карьере. Поклонники Бардема на форумах во время съемок  фильма обсуждали вопрос, был ли у него роман с малышкой Портман или их совместный поход в клуб в Мадриде – лишь часть промоушна фильма. По словам Бардема, «несмотря на все ужасы той эпохи, фильм полон юмора и очень точно отображает портрет испанского общества конца XVIII века». Кроме того, он снимается в новом фильме братьев Коэнов “No country for old mеn” вместе с Томми Ли Джонсом и в картине Майка Ньюэлла по роману Г.Г. Маркеса «Love in the time ofcholera».
 К собственной всевозрастающей популярности Хавьер Бардем относится философски: «Я не снимаюсь в блокбастерах, так как привык играть в независимых проектах у себя на родине в Испании. Несмотря на малый бюджет, почти все мои испанские картины были очень успешными. Что касается Штатов… ну, мои амбиции не столь велики»...Я знаю, что такое взлеты и падения для актера. Я наблюдал это в собственной семье. Сегодня ты на вершине мира, а завтра никому не нужен. Я просто делаю свое дело и не думаю о будущем».
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments