Елена (night_spell) wrote in kultovoe_kino,
Елена
night_spell
kultovoe_kino

Category:

Der Himmel über Berlin – Небо над Берлином

Der Himmel über Berlin – Небо над Берлином  
(альт. название - Wings of Desire)   
Режиссёр:  Вим Вендерс  (на фото справа)
ролях:   Бруно Ганц,  Солвейг Домартин,  Отто Зандер
Длительность: 127 мин.
Страна:  ФРГ, Франция  
Год:  1987

Ангелы, обреченные на бессмертие, живут в Берлине, они обладают сверхзнанием, им известно будущее, они слышат мысли людей, но, созерцая жизнь вокруг себя, не в силах вмешаться в ее ход, невидимые для людей, бесплотные. Один из ангелов, Дамиэль (Бруно Ганц), особенно тяготящийся своей бесплотной сутью, влюбляется в воздушную гимнастку Марион (Сольвейг Доммартин) и, отвергая вечность, становится человеком со всеми его слабостями и несовершенствами…  Этот фильм Вима Вендерса – одного из лучших режиссеров современного мирового кино – является “данью чести” Берлину к его 750-летию, поэтическим признанием в любви к человечеству, притчей, рассказанной новаторским киноязыком, лентой, открывающей новые горизонты в искусстве.

          

Несколько интересных мыслей о фильме, на которые я наткнулась здесь - 
http://kinocenter.rsuh.ru/WenersW.htm#Небо%20над%20Берлином   (обширная подборка статей про Вима Вендерса)

Вендерс родился в разделенной последствиями войны стране с навязанным чувством вины (в определенном смысле любые серьезные действия немцев в то время казались подозрительными, лучшая жизненная позиция – наблюдать и не вмешиваться в дела других народов, новых хозяев мира). Вендерс пытался извлечь из сложившейся ситуации позитивный урок. Свои наблюдения он передал в дилогии “Небо над Берлином” и “Далеко, так близко” (Вторая часть снималась уже в совершенно иных условиях – Берлинская стена пала, карта Европы опять начала стремительно перекраиваться.)

          

В “Небе над Берлином” ангелы видят мир в черно-белом изображении. В одном из интервью Вендерс признался, что черно-белая пленка помогает ему схватывать суть происходящего, цветное изображение разменивается на несущественные детали. Но проникновение в суть вещей еще не означает глубокой философской мрачности.
Ангелы видят мир черно-белым. Так же его показывало кино в эпоху своего расцвета.
Все великие звезды – из эпохи черно-белого кино. Отсутствие краски возвело их в ранг богинь. Легко назвать богинями Дитрих, Гарбо, Риту Хейворт. Назвать богинями Пенелопу Крус или Николь Кидман язык не повернется. Видимо, прекрасно это осознавая, звезды современности и стремятся сыграть в черно-белых фильмах. Так, Джонни Депп снялся в “Эде Вуде” Тима Бертона и в “Мертвеце” Джима Джармуша, Ди Каприо – в “Знаменитости” Вуди Аллена и в “Кафе ‘Донс Плам’” Р. Б. Робба. Из “трех ангелов” мирового кино (Андрей Тарковский, Франсуа Трюффо, Ясудзиро Одзу), которым посвящено “Небо над Берлином”, глубже всего взаимодействие цветного и черно-белого осмыслил Андрей Тарковский. 

          

Противопоставление человека и ангела в фильме — это и противопоставление двух типов видения. Ангел, с его неспособностью дотронуться до плоти, есть носитель чистого зрения, зрения как функции, лишенной тела. Это зрение, лишенное материального носителя,— есть родовая черта кинематографа. По существу ангельское зрение — это кинематограф с его всезнающим и всевидящим глазом-камерой, не способным воздействовать на мир и вмешаться в ход реального бытия. Видение ангела — это высокое искусство кино со всем арсеналом его художественных достижений и возможностей. Это и мир культуры, воплощенный в символе библиотеки. Но это эстетическое и культурное видение мира, которому отчасти отдал дань и сам Вендерс, отмечено ангельской стерильностью, рациональной умозрительностью.

          

Серьезные фанаты настоящего рока до сих пор ломают головы над тем, где в роке проходит черта между контркультурой и продажностью. Двойственность рока, всегда тяготившая подлинных ценителей, воспринималась Вендерсом вполне естественно. Отсюда и его тяготение к феноменам типа Ника Кейва и U2, которые при всей своей альтернативности как-то слишком быстро вливаются в мейнстрим. Крайне характерно и то, что Вендерс всегда ставил британский рок выше американского. Из американских рок-звезд он выше остальных ставил Лу Рида, чья слава во многом связана с восторгами в его адрес британских звезд. Лу Рид появится в фильме Вендерса “Далеко, так близко”, продолжении “Неба над Берлином”.

          

В “Небе над Берлином” ангелы спускаются к людям, выслушивают их жалобы и просьбы, но не спешат передать их наверх. Существует ли вообще кто-то, кто послал их на землю? Когда фильм еще не был снят, Вендерс в одном интервью описал “Небо над Берлином” как комедию о двух безработных.
   
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments