klizardin (klizardin) wrote in kultovoe_kino,
klizardin
klizardin
kultovoe_kino

Category:
Сергей Параджанов [только сердце видит]
Что позволено богу, то не положено гончару.

Некоторым людям очень сложно смотреть Параджанова. “Режиссер должен выкладываться на съемках, а не обматывать тряпкой актера (да и часто не актера совсем) и делать дубль как получиться”. Сергей Параджанов сам говорил гордо одному из критиков “Посмотри мой фильм, я снял настоящий примитив”. Сам Параджанов говорил, что первый его фильм “Тени забытых предков” – до этого он снимал не так как хотел бы он сам. И что же, когда Тарковский увидел (уже после парадного шествия ”Иваново детства”) фильм с одной из провинциальных киностудий, он был поражен и на всю жизнь очарован. И уже признанный мастер, осознававший в тот момент, что нет режиссеров, которые бы снимали даже близко также по новому как он, был поражен фильму, который был снят на провинциальной студии, но снят настолько самобытно и мастерски, что оставалось только поприветствовать и радоваться появлению мастера. И в тяжелые дни жизни Параджанова Андрей Тарковский поддерживал Мастера и Человека.

Судьба Сергея Параджанова очень хорошо показывает, что такое Мастер в обыденности дней, в серости масс и… Параджанов был слишком Мастером в мире, где он был очень неудобен многим обжигающим горшки. Этот серый мир прощал только серость. И если Тарковский служил оправданием, разменной монетой тем царям и царькам, которые доказывали, что они велики и духом и сознанием, то Параджанов слишком открыто смеялся над обжигом горшков, над серыми мастерами человеческих душ. Очень неудобный для правильного течения. А правильно было не замечать, не видеть, закрывать глаза и тем более прятать сердце. Как позволено, как следует – главные правила. Но Параджанов видел. Да, он пел на свадьбе слепых, да он играл на свадьбе глухонемых. Но как Мастер он видел мир, видел суть. То, что так старались укрыть за транспарантами те кто навязывал, не верное, но нужное. Что видел Параджанов - "глупцы не видят". Злой умысел? Нет просто море глупцов.

И он показывал в фильмах то, что видел то, что понимал то, что открыл. Его фильмы очень далеки от серости жизни, но серый кардиналы боялись его искусства. Оно не понятное и они, не способные увидеть сквозь фигурные очки “настоящего искусства”, сквозь очки того, что правильно – они боялись, больше неизвестного, больше даже самих себя – а что если что-то пробудиться во мне, что-то мне совсем не нужное. И еще большую неловкость серые кардиналы испытывали, когда кто-то над кем они не были властны спрашивали, а что делает гений сейчас.

Фильмы Параджанова испытание для кого-то, но они очень и очень просты, если смотришь сердцем, а не ”так должно”. Ты будешь вспоминать эпизоды и понимать, что человек без любви, без настоящей любви (но что такое любовь – она и есть настоящее), что без любви человек умирает. Да может быть тот, кто не пробовал, неловко, и не совсем удачно писать стихи и не поймет, мир поэзии, мир поэта. Мир поиска, когда не видишь, когда только на ощупь, когда нужно мерить самому правду и ложь, когда ты свободен от наставлений, но ты понимаешь, что такое ответственность. Для тех для кого мир это строгие инструкции или точное знание того, кого можно обмануть или кто точно может обмануть тебя, для того история о поэте всего лишь набор картинок – сосуд, который даже не пустой, а которого нет. Для кого-то причудливая вязь прощения и проклятия, просто линии руки человека, который жил сотни лет назад и это линия, которая даже и не может соперничать с современностью. Сейчас все понятно и регламентировано. Сейчас так. Но фильмы Параджанова вызов и история. Может быть и твоя история. Если ты умеешь видеть. Не глазами, а сердцем.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments