Tenn (pol_ned) wrote in kultovoe_kino,
Tenn
pol_ned
kultovoe_kino

Categories:

Sweet movie / Dusan Makavejev / 1974

14.51 КБ

Посмотрев легендарный «Сладкий фильм» Душана Макавеева, пришел к выводу, что искренне восхищаться подобным кино вряд ли возможно, если тебе больше 20 и ты не живешь в стране, где царит тоталитарный режим и полная власть цензуры. Потому что только с присущим юношеству максимализмом можно с восторгом принимать нечто подобное, сокрушающее всевозможные табу, и только дефицит подцензурного искусства так высоко поднимает в цене все то, на что наложено вето, будь то элитарный трэш Макавеева, или легкомысленная «Эммануэль». Если представить, что на дворе сейчас начало 80-х, СССР и все дела и кто-то устраивает подпольный просмотр Макавеева, то да – кипятком писать можно и нужно, да и статья за такое посерьезнее могла бы быть, ведь на экране не только всевозможный трах, но и лица Сталина и Ленина в крайне непочтительном контексте. Однако, и на Западе «Сладкий фильм» в прокат почти нигде не попал, а продюсеры на долгих 7 лет отвернулись от югославского выкормыша, который вместо благодарности преподнес им дерьмо на блюдечке (в буквальном смысле – в фильме есть эпизод, являющийся документальной записью «кулинарной оргии» ультрарадикальной коммуны Отто Мюля, члены которой словно предвосхищая «идиотов» фон Триера разыгрывают крайне странные и гадкие пассажи). Разумеется, Макавеев всласть потоптался на костях столь «любимых» социалистических идолов, чего от него не могли не ждать (все же его последний югославский фильм того периода «Мистерии организма» на том и построен), но со свойственным ему радикализмом он обсмеял и потребительский Запад, погрязший в пошлости и глупости, а это уж, извините…не для того денег дали.:) В общем-то, именно этот контекст делает фильм интереснее, чем он есть на самом деле, вызывает определенную степень уважения (не могу не восхищаться безбашенными творческими личностями). Однако когда что-то привязано к определенно контексту, оно лишено универсальности, а следовательно – обречено на утрату интереса к себе ( в лучшем случае переходя из разряда эстетической ценности в разряд ценности исторической). Видимо, интуиция не могла не подсказывать югославу, что тема вечной революции обречена на временной контекст, а потому весьма активно совмещает ее с другой излюбленной и поистине универсальной – сексом. Ассоциативно в голову мысли о «Бойцовском клубе» приходят: там в пленку диснеевского мульта вкраплен порно-кадр, незримый, но ощутимый, в фильме Макавеева ситуация несколько обратная – как если б порнофильм вклеивали 25-й кадр с изображением Сталина, что б сексуально озабоченный зритель вышел из к/театра озабоченным проблемой мирового пролетариата.
В фильме 2 сюжетные линии, которые идут параллельно, но ни разу не пересекаются:
1) престарелая миллиардерша устраивает конкурс «Мисс девственница-84» (н-да, учитывая что фильм в 74 снят, это ж почти антиутопия получается с прозрачным намеком на Оруэлла), победительница которого получает супер-приз – вступает в брак с ее сыном, владельцем ВСЕГО чем только можно владеть. Победительницей становится красивая канадская девушка с глазами олененка Бэмби (Кароль Лор, имеющая точную свою копию в современном кинематографе – Кети Холмс, найти 10 отличий было бы весьма затруднительно). Однако ее одинаково смущает и золотая клетка и, собственно, золотой же член супруга (в буквальном смысле), что приходится сильно не по нраву свекрови и упакованная в огромный чемодан молодая женушка отправлена прямиком в Европу, которая для американцев что твой страшный лес из сказок и не зря – именно там гламурная красотка умудряется попасть на кулинарно-фекальную оргию коммуны Отто Мюля…

36.43 КБ

36.67 КБ

2) безумная капитанша корабля «Выживший» с не менее безумным именем Анна Планета (полька Анна Пруцнал) принимает на борт своего корабля смазливого моряка Бориса (Пьер Клементи), на фуражке которого красуется надпись «Потемкин». Сначала они поспешно занимаются сексом на глазах у приятно изумленной публики (при этом Анна выкрикивает много чего занимательного, в т.ч. «О, оптимистическая трагедия!», придавая неожиданный контекст знаменитому «Кто еще хочет комиссарского тела?!») , затем повторяют то же самое уже не спеша и многократно на огромной подвесной постели, матрасом и одеялом им служат горы сахара. Разумеется, параллельно они распевают революционные гимны и общаются преимущественно метафорами и политическими лозунгами. Кульминацией их страсти является воплощение в жизнь мечты моряка – он принимает от руки Анны смерть а-ля Вакулюнчук (Борис страстный поклонник «Броненосца Потемкина»). Как выясняется чуть позже – смерть от руки Анны принимает не только он.

37.52 КБ

34.06 КБ

Не смотря на полный архаизм революционных обертонов, первая четверть «Сладкого фильма» очень бодро смотрится и сейчас, т.к. засилье пошлости на телевидении, так зло высмеянное Макавеевым эпизодом с шоу «Мисс девственница-84», весьма актуально, да и все большее огламуривание всевозможного идиотизма вызывает такое же страстное желание поглумится над предметом фетиша. Что касается актеров первой сюжетной линии, то они всего лишь марионетки в руках режиссера, использующего их в качестве очередного элемента своего коллажа (ну разве что старушка-миллиардерша очень хороша, сразу видна яркая индивидуальность актрисы). Совсем другая история с Анной Пруцнал и Пьером Клементи, в глазах которых светится интеллект и подлинная страсть, именно благодаря их участию в фильме есть искра красоты, причем иногда вопреки, чем благодаря – Пруцнал груба и довольно непривлекательна, Клементи жеманничает и строит глазки, а в результате имеем неожиданно трепетный дуэт, которому самое место на борту корабля с названием «Выживший». Из положительного следует еще отметить красоту отдельно взятых эпизодов (например, эротическая сцена в сахарном резервуаре, заканчивающаяся убийством – расплывающиеся пятна крови на белоснежном фоне, инфернально улыбающаяся Анна с огромным ножом в руке), но их все же мало, Маккавеев сосредотачивается на эпатаже.

24.12 КБ
(Кароль Лир или Кети Холмс - найти 10 отличий...)

«Прикладных» радостей море, но к фильму они имеют косвенное отношение. Например, не мог отделаться от ощущения, что танцующая старушенция в безумном макияже – это совсем уж по-линчевски и восторгу моему не было предела, когда труп Бориса обнаружили не абы как, а на берегу реки, завернутым в полиэтилен! Ну если старушка и трупешник в полиэтилене запросто могли бы сойти за предтечу линчевских кинобезумий, то эксцентричное телешоу и «мыльнооперное» пребывание героини Кароль Лир в доме американского магната – привет Альмодовару! Про «идиотов» а ля фон Триер уже упоминал. Не хочу сказать, что тот же Линч, Альмодовар и Триер цитируют/копируют в чем-то Макавеева, но не удивился бы услышав о том, что с его творчеством они как минимум неплохо знакомы.

39.79 КБ
(Пьер Клементи Шерил Ли, с уважением...)

P.S. Исторический курьез: Кароль Лир после премьеры фильма подала на Макавеева в суд, т.к. якобы не в полной мере осознавала в создании какой кошмарной/аморальной/порнографической картины она участвует и все с ней случившееся – результат умелой манипуляции. Охотно верю, что это вполне могло быть, т.к. глядя в светящиеся космической глупостью глаза Лир можно решить, что девушка и впрямь думает, что находится на съемках эротической фотосессии для PLAYBOY. А тут – «война, рэволюция» (голосом Милен Фармер…)

37.52 КБ
(Прощай, гламур...)
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments