derasket (derasket) wrote in kultovoe_kino,
derasket
derasket
kultovoe_kino

Categories:


Этот пост - маленький-премаленький цветок на могиле ушедшей эпохи. Эпохи, которая закончилась 30 июля этого года, когда умерли два великих представителя киноискусства - Ингмар Бергман и Микеланджело Антониони. Сразу после этого началось наступление симулятивной массы, архивы обоих режиссеров под угрозой. И даже как-то странно думать, что постмодернизм умер под обломками зданий торгового центра. Симулякры все активнее подменяют собой реальность, делая из силиконовых людей героев, превращая персов в пирсингованных великанов...
Но я не об этом...Как-то на литературном вечере памяти одного поэта сказали, что вспоминают, читая его стихи... "Персона" родилась, не ориентируясь на любопытные глаза публики, оттого она и не старится под их взглядами. Но когда смотришь в ее туманные глаза, видишь себя. Поэтому она и не умрет, только если мир не станет сплошной "матрицей".
В одно время Бергмана ставили между Кьеркегором и Ясперсом (серьезное влияние первого режиссер испытал), а в другое превращали троицу в квартет, добавляя еще и Фрейда. В этом фильме это может и не так чувствуется, но демонов, материализовавшихся позднее в его произведениях, уже ощущаешь предельно сильно.
Наверное, надо сказать о сюжете. С первого взгляда он таков: известная театральная актриса неожиданно замолкает на сцене и в дальнейшем продолжает молчать. Ее кладут в больницу и приставляют к ней молодую медсестру. Затем они вдвоем переезжают в небольшой домик на берегу моря, где между ними возникает конфликт.
Актриса молчит, медсестра говорит...Кажется, что это два разных человека, но потом возникает ощущение, что может и один. А потом, что это кошмар Бергмана, лишь случайно запечетленный им на пленку, как он в детстве рисовал на осветленной пленке картинки, кадры, показывающие это, появляются в начале фильма. Медсестра смотрит и говорит, она исповедуюся, негодует, ругает, набрасывается...она говорит актрисе о ней самой то, что она боится услышать, то, что она может и не осозновала до этого, но высказанное это уже не может отделиться от нее, это клеймо поставлено, его не стереть.
"И разве искусство это не общепринятая условность?" - так и хочется прочитать мысли актрисы, с ужасом смотрящей по телевизору репортаж о самосожжении буддийского монаха...И как после этого играть? Но маски уже сорваны, а роли еще не сыграны, мы видим, мы заглядываем туда, куда не можем заглянуть не содрогнувшись, и это делает этот фильм.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments