Фильм «Чокнутый профессор» (1963) – один из наиболее популярных и, пожалуй, самый известный фильм Джерри Льюиса (1925), выдающегося американского комедийного актёра и режиссёра. Сделанный через тридцать с лишним лет римейк с участием Эдди Мерфи, к сожалению, не дотягивает до оригинала ни уровнем режиссуры, ни актёрской игрой. А главное – комедийным вкусом и оригинальностью остроумия.
Джерри Льюис – человек, органически чувствующий природу комического. Актёр с идеальной пластикой, с живейшей мимикой, которая вовсе не пустое кривляние, комик со своей манерой и интонацией. Вместе с тем он ещё и профессиональный режиссёр, который в полной мере является автором своих незаурядных комедий.
Льюис-актёр в картине создал два противоположных образа: застенчивого, слабого профессора Келпа, говорящего смешным писклявым голосом, а также Бадди Лава, героя-победителя, покорителя женских сердец. Игра Льюиса гротескна, и в этом гротеске он купается. Первое появление профессора Келпа на экране – он вылезает из-под двери, рухнувшей на него во время взрыва. В кабинете ректора института он проваливается в глубокое кресло. В спортивном зале его ждут одни неприятности – то экспандер его покалечит, то вместо кеглей он шаром сметёт других спортсменов, то штанга растянет ему руки. В образе Бадди Лава, лучшего исполнителя свинга, он, видимо, пародирует отчасти своего многолетнего друга и партнёра Дина Мартина – блестящие волосы, холеный вид, холодная уверенность, граничащая с цинизмом. Бадди Лав пьёт убойные коктейли, от которых валятся официанты, выразительно курит сигарету и заставляет ректора института без штанов изображать на столе сцены из «Гамлета». И если профессор Келп медлителен, запинается, близорук, то Лав – подвижен и остроумен. Обоих героев, закомплексованного и раскрепощенного, Льюис играет великолепно.
У Льюиса-актёра и Льюиса-режиссёра «играет» всё: предметы интерьера, личные вещи, цвет и костюмы (художник по костюмам – знаменитая Эдит Хед). Фильм красочный и шикарный, какими и были многие комедии 60-х годов. Буйство живого цвета на экране создаёт по-своему радостную картину. Каждая сцена продумана, в фильме широко используются технические возможности кинематографа. Например, в сцене, когда профессор Келп после бессонной пьяной ночи в образе Бадди Лава утром приходит к студентам. У него болит голова, и все звуки в голове отдаются многократно. Он не может слышать даже то, как скрипит мел по доске или перелистываются листы в книге. Представляя Бадди Лава, Льюис использует субъективную камеру и показывает лица обескураженных прохожих, наблюдающих неотразимого Лава.
Справедливости ради нужно сказать, что местами лента сейчас кажется излишне затянутой: в сцене с перевоплощением Келпа в Лава, в некоторых музыкальных эпизодах. Однако общий темп картины и накал смешного всё же заснуть не дадут.