moskovitza (moskovitza) wrote in kultovoe_kino,
moskovitza
moskovitza
kultovoe_kino

Categories:

Литус, Шунько и Wille zum Leben.


Этот фильм сделал больше для прославления русского солдата, чем все серии киноэпопеи «Освобождение», вместе взятые. Режиссерам - маститому Николаю Литусу и юному Виталию Шунько, соединившим свои усилия в 1979 году - удалось, казалось бы, невозможное – разорвать порочный круг Тантоса в советском военном кино с его эстетикой обреченности на смерть, страданий, грязи и зверств. Прекрасная яркая лента «Дачная поездка сержанта Цыбули» - это одно из немногих кинополотен, прославляющих волю к жизни советского солдата и русского человека вообще.

Бравый сержант Цыбуля – молодой переспективный боец. Он справляется с любыми, даже самыми непосильными задачами. И вот, ему в очередной раз поручают серьезное и ответственное дело – доставить партизанам медикаменты, продовольствие и взрывчатку. Юный разведчик снова отправляеться в тыл к немцам, да вот беда – спутал наш Цыбуля опознавательные сигналы партизан с кострами фашистов. Приземлившись в логове врага отважный сержант не теряет присутствия духа: он хитростью захватывает в плен немецкого майора и переодевшись в его форму, прорывается к партизанам на вражеском бронепоезде.

Каждому кто видел этот фильм и представляет себе политику Госкино на рубеже 70-80 годов прошлого века, понятно, почему его ждала нелегкая прокатная судьба. Фильм, вышедший в 1980 году, когда он так нужен был для поднятия духа наших мальчишек, защищавших Родину на южных рубежах, прошел третьим экраном и вызвал дружное осуждение киноначальства и критиков. Обвинения были стандартные: война не повод для шуток и тем более гэгов.
Военная комедия с трудом пробивала дорогу к зрителю. Но во время боевых действий киноначальство ее хотя бы терпело. Достаточно вспомнить феноменальный успех картины про повара Антошу Рыбкина, который прямо со сцены, где он изображал немецкого ефрейтора, пользуясь своим костюмом, проник в тыл врага и навел панику среди фашистов. В 1944 году великий Пырьев успел снять свою прекрасную музыкальную утопию «В шесть часов вечера после войны» с потрясающе обаятельной музыкой Тихона Хренникова.

А вот уже на первую послевоенную кинокомедию Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство» обрушился беспощадный вал нелицеприятной критики за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечения в кино. Но фильм полюбили – он занял седьмое место среди советских картин в прокате 1946 года. В фильме тоже звучит основной мотив военной кинокомедии – ренессансная тема карнавала, переодевания, травестии, неузнанности. Но если Антоша Рыбкин переодевался в нацистскую форму, то в «Беспокойном хозяйстве» «переоделся» целый бутафорский аэродром, отвлекающий внимание врага. Ефрейтор Тоня – невероятная красавица Целиковская - и бывший счетовод Огурцов – притягательный в своей комедийности Граве, активно работают над все новыми и новыми проектами маскировки. При этом Огурцов ухитряется привести в часть пленных немцев и заполучить руку и сердце Тони.

Увы, «Беспокойное хозяйство» на долгие годы осталось единственной советской военной комедией. Окончательно этот жанр был дискредитирован усилиями французских кинематографистов на рубеже 50-60 годов прошлого века. За нелепой клоунадой и ерничеством французских военных комедий могло бы скрываться чувство неловкости нации, обманом пролезшей в победители Второй мировой. Могло бы, если бы французы обладали способностью испытывать неловкость. Нет – с экрана льется лавина подлого самодовольства. Недаром комедия «Большая прогулка» - мучительно нудный рассказ о переодеваниях в нацистскую форму парижских уродцев Бурвиля и Де Фюнеса - стала самым кассовым фильмом в истории французского кино. О том, как доблестные французы деморализуют противника, рассказывала не только бессовестная киноподелка Жерара Ури, но и «шедевр» Кристиан-Жака «Бабетта идет на войну». Фильм про работницу борделя, внесшую весомый вклад в борьбу с фашистами, очаровал жюри и публику Московского Международного фестиваля. Феноменальный успех Бриджит Бардо у кинозрителей СССР окончательно закрепил за французским народом статус победителя нацизма. Ну что ж, как писала Дафна Дюморье, «не забывайте, что мы имеем дело с французом. Рано или поздно он обязательно совершит какую-нибудь подлость, это всего лишь вопрос времени».

70-е годы стали для советского военного кино эрой беспросветной тьмы. Кровь лилась с экрана рекой в эпических полотнах (мучительно бесконечное «Освобождение» Озерова), беспросветным мраком тянуло из камерных лент («Восхождение» Шепитько). Русский воин на экране обладал только волей к смерти. Про таких говорят – еще не готов победить, но уже готов умереть. От карнавализации противника не осталось и следа: Штирлиц не просто примерял нацистский костюм, но вместе со зрителем вживался в него в гомоэротическом экстазе.

И вот пришел 1979 год, а с ним на киностудию Довженко пришли маститый режиссер Николай Литус и юный Виталий Шунько. У Литуса было за плечами несколько блестящих комедий – всенародно любимые «Веселка» (1959) и «Королева бензоколонки» (1963). Но то, что он сделал – это не просто комедия. «Дачную поездку…» можно, пожалуй, сравнить с единственным приличным фильмом Спилберга – «1941». Этот фильм, снятый по иронии судьбы в тот же год, что и «Поездка», стал таким же великолепным экспериментом по созданию народной комедии о войне. И так же, как и «Поездка», «Сорок первый» Спилберга попал под огонь критики и провалился в прокате. В случае с «Поездкой» такой провал более чем обиден, ведь для прославления подлинного боевого духа русского солдата Литус и Шунько собрали блестящий актерский ансамбль. Здесь и Сергей Иванов (уже прославившийся как Лариосик), и эксцентричный Владимир Олексеенко в роли деда Карпо, и неповторимый Михаил Кокшенов (Гергало), и красавица Надежда Смирнова в роли Алёнки.

К сожалению, невероятная по силе и выразительности манифестация Wille zum Leben работы Литуса и Шунько не была поддержана их коллегами по цеху. Будем надеяться, что сейчас, с возрождением России, возродится и кинематографическая традиция прославления Воли к жизни русского воина – действительной славы России .
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…