p_pandora (p_pandora) wrote in kultovoe_kino,
p_pandora
p_pandora
kultovoe_kino

«Человек-слон» («The elephant man»).

 Это простая как боль и одновременно тревожащая как открытая рана картина. Заковав в лаконичные викторианские интерьеры, содержательно и без визуальных затей кинопостмодернист Линч рассказывает простую историю о трагической судьбе «величайшего урода всех времен». Не срываясь с истерику, не соблазняясь на дармовую почти (в смысле зрительского, а, значит, кассового успеха) популярность «страшных рож» и утробных звуков, он строго и последовательно доводит вас до точно выверенного (почти математически!) катарсиса, который, поверьте, обязательно наступит, ведь, в конечном счете, «все мы немного лошади», а, следовательно, доли прощения и милосердия желаем опять-таки все же. Сострадание (которое, если вдуматься, вызвано облегченным вздохом «уф, не со мной, и, слава Богу») – вот та чувствительная струна, что зацепляется каждый раз, когда Джон Меррик поворачивается к камере (нет, к нам, прямо заглядывая в душу, в сердце или как там это называется, что екает на каждом кадре, встречаясь взглядом с «чудовищем») и будто спрашивает: «За что?»
А еще есть игра несчастного случая, нечаянного уродства, рок не рок, но какая-то отчаянная невезуха, по своим непонятным законам избирающая жертву. Эта проблема заметна у  Линча. На четвертом месяце беременности одну женщину затоптало стадо слонов. Вот и родила царица в ночь… А где, спрашивается, справедливость, почему у невероятно красивой женщины, появляется такое уродливое создание? А нет ее. Как несправедливы и считающие, что Линч моделирует жестокость, он только сталкивает нас лицом с этой безжалостной бескомпромиссностью. Потому, для меня очень показательно, что историю по книге Фредерика Трэва, снял именно он. Не берусь судить, как происходит процесс этот в ноосфере: сюжет ли находит автора, автор ли сюжет, но я представляю очень мало режиссеров, способных снять именно этот фильм.
 И все-таки Линч дает надежду на спасение и вечное прощение любой человеческой трансформации. Оно рождается как-то исподволь, внутри вас, при первой встречи с «человеком-слоном» и даже раньше (ведь режиссер намеренно долго тянет с его появлением в кадре, доводя градус нашего напряжения почти до критического), а заключается в точно выбранных последних словах для Джона (до которых он может уже и не дожил, но зритель-то слышал): «Никогда и ничего не умирает. Течет река, гуляет ветер, летят облака, бьется сердце. Ничто не умирает». Остается память. Даже урод в конце достроил прекрасный храм Св. Филиппа. Да и не только…

   В это воскресенье в «АРТкино».      

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…