Andrey Kudryashov (goggle) wrote in kultovoe_kino,
Andrey Kudryashov
goggle
kultovoe_kino

Categories:

25 апреля, среда. 20.00 Кинообсерватория ГЭЗ-21. Секция "КиберПанк"

«Тэцуо»/”Tetsuo, the Iron Man”
Япония, 1988, ч/б, 67 мин.
Режиссер. Шинья Цукамото


В ролях: Томорово Тагути, Кей Фудзивара, Нобу Канаока, Рендзи Исибаси, Наомаса Мусака, Шинья Цукамото.

В конце 1980-х годов, когда мейнстрим японского кино пребывал в застое, а самый оригинальный режиссер десятилетия Сого Исии переживал творческий кризис, появился черно-белый 16-миллиметровый фильм, который затмил все, что было снято в Японии за несколько предшествующих лет.
"Тецуо" Шиньи Цукамото — фильм, насыщенный энергией, причем, созданный в то время, когда энергия практически исчезла из японского кино. "Тецуо" стал кульминацией десятилетней работы над короткометражками и главным достижением деятельности частной экспериментальной театральной труппы. Ему были присущи все характерные черты необузданного рвения и любительского энтузиазма и все признаки подлинного режиссерского таланта.
Как и "Голова-ластик", "Тецуо" — первый важный фильм в творчестве автора. На этом сходство не кончается. Оба фильма сняты на скромный бюджет, черно-белую пленку и проникнуты сильным ощущением ночного кошмара. Сюжет довольно сложен и нетрадиционен. Он рассказывает о превращении человека в кусок металла, о его снах, которые перемешаны с фрагментами предшествующей жизни, которые он смотрит по телевизору. Здесь нет истории в духе "плохиши против хорошего парня", которую формально можно усмотреть в "Тецуо II". Посвященный превращению людей в гротескные гибриды плоти и металла, "Тецуо" являет, прежде всего, захватывающе аудиовизуальное зрелище, происходящее на фоне бьющей по мозгам музыки Тю Исикавы и утрированных звуковых эффектов. Пресса писала, что фильм был создан под влиянием черно-белой картины Дэвида Линча "Голова-ластик", но изобразительный язык "Тецуо" скорее всего, имеет иное происхождение. Триумфальное использование кинокамеры и монтажа является явным развитием стиля, созданного Сого Исии (причем оба эти компонента достигают более высокого уровня напряженности, чем в новаторских фильмах Исии "Дорога безумного грома" (1980), и "Лопнувший город" (1982), а применение замедленной съемки напоминает мультипликацию Яна Шванкмайера. Композиция и освещение (особенно в экспрессионистских крупных планах) вызывают в памяти классические японские фильмы ужасов — такие, как "Трон в крови" (1957, Акира Куросава), "Квайдан" (1964, Масаки Кобаяси) и "Черные кошки в бамбуковых зарослях" (1965, Кането Синдо). И посреди всего этого актеры движутся так, словно они исполнители современного балета, изобличая происхождение всех участников проекта из экспериментального театра.
На этом «список влияний» не кончается. Дизайн "Железного человека" сочетает в себе элементы творчества художника H.R. Giger'a, вышеупомянутого Яна Шванкмайера, а также японских фильмов "кайдзи". Сходство с Годзиллой и компанией не только чисто изобразительное. Здесь снова звучит тема превращения, лежащая в основе фильмов о больших чудовищах (в особенности первого "Годзиллы" 1954 года режиссера Исиро Хонды). Но в "Тецуо" ущерб причинен в гораздо меньшем масштабе — одной личности. В этом смысле у Цукамото много общего с Дэвидом Кроненбергом. Оба режиссера не только разделяют восхищение уязвимостью и изменчивостью плоти, но и находят схожие истоки этих трансформаций в сексе.
Фильмы Кроненберга (назовем только "Озноб", "Бешеная", "Выводок" и "Видеодром") часто показывают секс как катализатор мутации и разрушения тела. В "Тецуо" превращение людей в металлические гротески явно имеет сексуальную подоснову. Первая часть тела главного героя, претерпевшая изменение, — это пенис, превращающийся в большую дрель в процессе совокупления (это возбуждает его подружку, а не вызывает у нее отвращения), а всей метаморфозе предшествует сон, посвященный содомии. Все показанные в фильме столкновения происходят между мужчиной и женщиной — за исключением финальной битвы, где мужчина с металлическим членом выступает против мужчины, которого называют Фетишистом.
Эта особенность становится еще более очевидной в свете более поздних фильмов Цукамото. За исключением студийных проектов "Хируко-гоблин" (1991) и "Близнецы" (1999) все картины режиссера показывают отношения "мужчина — женщина" как основу для метамарфоз. Плюс к этому, сами отношения развиваются от фильма к фильму. От сожительства в "Тецуо" к счастливой молодой семье с ребенком в "Тецуо II — тело-молот"; от удушливого брака, разрываемого ревностью, в "Токийском кулаке" до полного уничтожения семейной ячейки посредством самоубийства в начале "Балета пуль" (1998). На вопрос, будет ли когда-либо снят "Тецуо III", ответ (по крайней мере, в том, что касается тематики) уже был дан четвертой частью, добавленной для завершения цикла.
Хотя фильм "Тецуо" не оказал особого влияния на киноискусство Японии (Цукамото был лишь одним из многих режиссеров, последовавших по стопам Сого Исии и ушедших из андерграунда в коммерческое кино), он напомнил всему миру, что японский кинематограф существует и по-прежнему продуцирует оригинальные фильмы.

источник: http://www.arthouse.ru/


ГЭЗ-21: СПб, АРТ-ЦЕНТР "ПУШКИНСКАЯ 10", Лиговский пр.53, флигель B, 3-й этаж.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments