Сергей Афанасьев (vergili) wrote in kultovoe_kino,
Сергей Афанасьев
vergili
kultovoe_kino

Category:

Кинематографический эротизм

«Шоковый коридор»/ "Shock Corridor" (1963) Сэмюеля Фуллера

Пусти психа в психушку снимать фильм о психах и получится «Шоковый коридор». Ну это, конечно, я так. Играюсь в слова. Балуюсь. На самом деле, я от фильма малость в шоке. Как в эстетическом. Так и в психологическом. Если не сказать, духовном. Настолько кино сфотографировало мою ментальную реальность здесь и сейчас…Верь я в Бога, обязательно решил бы, что он, зная мое болезненное пристрастие к кинематографическим ненормальностям, заглянул через глаза «Шоковым коридором» в душу. И изрядно там покопался. Вправив заодно мозги. А что тут такого? В конце концов, если допустить, что одними из самых эрогенных зон человеческого организма являются глаза, то этот фильм, можно сказать, совершает со зрителем насильственный половой акт. Я уже давно обнаружил, что каждый талантливый режиссер обладает «даром эротического восприятия действительности». А благодаря зрачкам это дар ранит осколками твое сознание. 

 


У этого фильма по части смысла сильно сбит прицел. Как могут быть перемешаны и сбиты в одну желеобразную массу мысли и желания умалишенного. Меня терзают смутные сомнения насчет душевного здоровья самого Фуллера…  Уже на первом скользком повороте – во время вполне традиционной завязки с журналистом Джонни Барретом (Питер Брик), желающим проникнуть в психиатрическую клинику и раскрыть убийство некоего Слоуна - «Коридор» выносит в кювет инцеста. Придуманный инцест, дабы заверить врачей клиники в ненормальности прожженного журналюги, в рассудке самого липового пациента мутирует в настоящий….

Мало кто из зрителей способен безболезненно и легко проникнуть через водяные толщи этого киношного безумия. Есть фильмы о сумасшествии. Есть фильмы с сумасшедшей техникой съемки. А «Шоковый коридор» это кино, которое есть сумасшествие само по себе. Такими фильмами, думаю, можно добивать особо буйного пациента в особо закрытой клинике. Или лечить Алекса из «Заводного апельсина». Тут нет монтажного беспредела или сюжетного безобразия (вроде отрезанных голов). Все в рамках. И довольно шаблонных. Эффект безумия, бьющего по твоим нервным окончаниям кинематографическим электрошоком, заключается, по-видимому, как в самой идеи притчи, так и в ее визуальном воплощении.

Идея: пойдешь посмотреть на безумных, сам сойдешь с ума. (Это, к слову, и обо мне, любителе всяческих киношных ненормальностей – с другой стороны, я же не виноват в том, что многие великолепные фильмы «ненормальны»?). Воплощение: черно-белое море эксцентричных кадров. То ли оператор Фуллера намеренно извращался на ровном месте, получая неожиданные образы, то ли сам режиссер видел наш мир несколько «коряво», фиксируя его в не менее (а, возможно, и более) искривленном кинематографическом пространстве. В черно-белом мире только бред психов цветной. В черно-белом мире водопады сшибают тебя с ног в коридорах психушек. В черно-белом мире журналист, рискнувший на психопатологическую одиссею, с самого начала разговаривает сам с собой. В черно-белом изломанном Фуллером пространстве показаны все те же язвы общества, что и спустя 40 лет остаются более чем актуальными в нормальном мире (если, мир еще нормален). Негр – куклуксклановец. Солдат, сошедший с ума на корейской войне и бредящий войной Гражданской. Профессор-ядерщик, чей мозг сполз в шестилетнее детство. Толстяк, орущий благим матом оперные арии по ночам. Нимфоманки, наконец…Все вроде банально. Притчево. Просто. Но, странным образом, это варево из псевдо документальных социальных зарисовок, шекспировского безумия и нуаровых штучек – очень глючное.

Беспредел эксцентричных образов приводит к странному результату. Начинаешь задаваться вопросом, а не тащит ли Фуллер прежде всего тебя по странному «шоковому коридору»? Чей психоз или невроз вполне ожидаемо кидает человека в катотоническое отчаяние. Фильм запросто хозяйничает в мозгу. Сидишь где-то в середине головы и смотришь в свои «глаза» - киноэкраны, на которые с внешнего мира транслируется поток наркотических, психованных и продирающих до мозга костей кадров. Электрошок режиссер включает на полную катушку не сразу. Понимание того, что «согласившийся посмотреть на безумных» это не только, и не столько герой-журналист, сколько сам зритель, приходит с восхитительным по своему безудержному ритму и мельканию кадров эпизодом, когда коридор психушки захлестывает вода. Она падает сверху, выливается из стен, затопляет щели в полу, превращаясь, наконец, в водопад. Цветной и бешенный. Герой, которого зафиксило на вопросе «Кто убил Слоуна?» скатывается от шума и ярости падения воды в полнейшую тишину. Ее, кстати, тоже можно, наверное, назвать катотонической…

«Шоковый коридор» - это язвы, пороки, пошлости, грехи, униженные и оскорбленные, отвращение и безумие нашей жизни. «Шоковый коридор» - «зеленая миля» человеческого рассудка. Помиллиметровое его исчезновение в небытие. Обратная дифференциация разума, который глюкнуло на каком-то факте, вопросе или даже придуманном грехе. «Шоковый коридор» - попытка (ну допустим, что такая попытка у Фуллера была) изобразить визуальными средствами само безумие или хотя бы соскальзывание в него из правильного распорядка и вменяемого мировоззрения. "Шоковый коридор" - "электрическое щелканье фликера" на твоих зрачках. Эротическое и болезненное. Череда насилующих тебя контрастных кадров. Бьющих по нервным окончаниям  глаз, мозговых извилин и сердечных мышц. Вид «лечебного массажа». Контрастный кинематографический душ. Убери всю социальную подоплеку, и чисто визуально фильм по-прежнему будет ласково издеваться над тобой. Вот где банальность «расслабься и получи удовольствие» будет звучать как нельзя кстати.

ПС Если по прочтении вы решили, что «ШК» шедевр из шедевров и не посмотреть его вам никак нельзя, то предупреждаю: «Чтобы он вам понравился, необходимо быть как минимум таким же больным на всю голову, как Фуллер. Во всех остальных случаях кинематографическое изнасилование вам удовольствия, может, и не доставить. Не все же в этом мире такие извращенцы, как я:)».
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments