derasket (derasket) wrote in kultovoe_kino,
derasket
derasket
kultovoe_kino

Гас Ван Сэнт "Слон"

Рисунок самого миролюбивого животного висел в комнате юного американского школьника, вместе с другом открывшего стрельбу по ученикам школы Колумбайн. Нацистская хроника служит фоном времяпрепровождения пары американских подростков. Один из них играет Бетховена и показывает нотной тетради средний палец. Они убивают без лишних эмоций, только искра еле заметного удовольствия проглядывает в их глазах с каждым нажатием курка. И не только тупая ненависть к одноклассникам и к учителям и ко всем на свете ведет к этому страшному решению, а также обычная скука, которая пронизывает все их бехдуховное существование.

Гас Ван Сэнт исследует не только мотивы, которые подтолкнули двух школьников на кровавые маневры в стенах школы, ему интересна сама смерть. Смерть, стоящая за углом школьных коридоров, следующая за людьми по пятам, обрывающая жизни подростков независимо от того, какие у них жизненные планы, неожиданно встречающая их в библиотеке, в морозилке или в туалете. В этом, кстати, мне видится отличие от последнего фильмы Ван Сэнта "Последние дни" (простите за тавтологию), в котором смерть с каждой минутой все дальше завоевывает новые пространства отдельного человеческого существования, а в конце душа покидает тело и возносится вслед за камерой ввысь.

Популяризаторства гей-культуры режиссера в "Слоне" почти не найти, сама гомосексуальная связь, присутствующая здесь все-таки в одном эпизоде, кажется еще одним винтиком в общий смертоносный механизм.

Отдельное слово следует сказать об эстетике фильма. Длинные по хронометражу кадры, следование камеры в затылок героям с последующей одновременной остановкой создают ощущение то отстраненного наблюдения, до зоркого подсматривания за героями. Так из общего плана мы переходим в средний, как бы вылавливая людей, отмеченных смертью или непосредственно связанных с последующим смертносным буйством и следя за ними. Кадры, снятые естесственной скоростью сменяются рапидами, акцентирующими внимание на людях, также как бы запечетлевая на их лицах клеймо смерти.

Внедиегетические кадры неба создают ощущение текучести кадра и как бы обращаются к высшему разуму в надежде на одухотворения всех этих бедных малененьких людей, сжигаемых ненавистью и безразличием.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments