p_pandora (p_pandora) wrote in kultovoe_kino,
p_pandora
p_pandora
kultovoe_kino

Categories:

Грустный Чаплин («Огни большого города»).

Фильм «Огни большого города», вышедший на экраны в 1931г. – не только самая известнейшая чаплинская лента, но и самая грустная, на мой взгляд, картина известного калейдоскопа.

   Мой Чаплин – вообще грустный комик. Сложный и противоречивый. Неудобный для описания, не встающий ни в одну придуманную схему или идеологию. Есть еще слово, которым таких обзывают. Как же там…а вот, вспомнила – гений.

  

Замечали ли вы, что при всей «хохмичности» придуманных им ситуаций, гэгов и «приколов», сам Маленький бродяга никогда не смеется взахлеб. Он внимателен  к жизни, к ее неожиданным поворотам, нелепостям,  зависимости от случая, вере в удачу – этому неизбежному заднику, фону комедии. Он сосредоточенно жует подметку своего башмака («Золотая лихорадка»), пытается усмирить проглоченный свисток («Огни большого города») или съесть серпантин, обманчиво принятый за спагетти (там же) – совершенно серьезен: от котелка до кончиков ботинок. (Говорят, с подобным «мертвым» спокойствием читал свои рассказы Зощенко. Публика буквально валилась в проход от смеха). Может, именно в этой позе (и мине), подаче себя зрителю и заключается успех эстрадного артиста? Эстраден ли Чаплин?

  Безусловно, Голливуд породил «систему звезд» и беспощадно ее эксплуатировал и эксплуатирует по сей день. Не вызывает сомнения, что эмигрант-Чаплин попал здесь, что называется «в струю», а созданная им совместно с Мэри Пикфорд  и Дугласом Фэрбенксом фирма United Artists (которую сегодня пытается реинкарнировать мистер Круз) и названием, и славой говорила за себя. Только полученные премии и звания еще никого не сделали счастливым. Ну разве что на короткое обманчивое мгновение.

   Чаплин подражал Максу Линдеру, и в этой пародии тоже чувствуется какая-то горькая отравляющая самоирония. Он был заложник придуманного образа, какими бы ухищрениями не пытался это скрыть (да и пытался ли?). Публике, особенно американской, с ее вечной тягой к сиквелам и по-детски несговорчивым упрямством видеть в конце каждой серии неизменное «to be continued…», хотелось именно Бродягу. (Китон в этом плане был куда свободнее, а его Бледнолицый не имел в своих историях такого дисциплинарного ортодокса). Некоторые критики видят в этом стереотипизацию, схематичность мышления и скорый износ, впрочем, сам Чаплин не считал, ЧТО СИЕ ПЛОХО: «Я не боюсь штампов, если ни оправданы…Мы все живем и умираем, едим три раза в день, и влюбляемся, и разочаровываемся, и все такое прочее. Люди, как говорится, делали это и раньше. Ну и что же из того? Если избегать штампов, то станешь скучным», - писал он.    

   Из всего вышесказанного можно сделать один совершенно частный вывод: я не воспринимаю «Огни большого города» как этакую гомерительно-уморительную комедию, от которой хочется немедленно упасть в проход. Это серьезное и очень философское (без шуток!) кино.

   Думаю, тема Бродяги-одиночки, незнакомца, чужака в городе вообще биографична и понятна для Чаплина, покинувшего когда-то Туманный Альбион. Герой в большом городе, среди приятно пахнущих, одетых в дорогие меха красавиц, развлечений и продажных соблазнов, но мегаполис светит и распахивает объятия не для него. У Бродяги есть друг – миллионер-сумасброд,  сибарит, а жизнь, продажная любовница, улыбается ему и обольщает мишурным блеском. Но разве не знает герой, как непрочна симпатия чудаков-богачей: с утра они дарят вам роллс-ройс, а через час другой и знать вас не желают. Широта души выветрилась с алкогольными парами. Да еще в каждой прихожей встречает предусмотрительный дворецкий – блюститель барского приличия и благополучия. Интересно, через сколько таких вышибал-дворецких прошел сам Чаплин?!

     Наш герой нежен и благороден. Он целомудрен не пресыщен дамскими прелестями: всеми этими локтями, коленками, пелеринками и вуалетками – идеальный жених. Деловит и хозяйственен: к обеду нужна курица – будет курица, оплатить счет за жилье -  no problems. Да и невеста его не видит.

   Общество декларирует буржуазные принципы:  жених должен быть богат, красив, иметь собственный автомобиль и положительную репутацию.  Наш Бродяга тоже подвержен человеческим соблазнам и слабостям,  до поры до времени играет удачно подвернувшуюся роль (Потрясающе смешные ходы и ситуации до сих пор безжалостно эксплуатирует вся американская комедийная киноиндустрия). Но что делать, если у принца доброе и большое сердце, но он смешон и ходит пешком в одном и том же облинялом костюме? Чаплин задает сложную задачу.

   Ради любви Бродяга выносит и суму и тюрьму, и огонь и воду и медные трубы (точнее, неумолимый металл гонга). Конечно, красавица прозреет – это же Голливуд. Вот только ждет она совсем другого принца. Всякого зашедшего в ее цветочный магазин (как романтично по-голливудски: она еще и цветочница!) бонвивана она словно проверяет на «достойность» собственной паре. Поэтому, когда появляется Бродяга: оборванный, помятый,  отнюдь не блистающий бриолином и белозубой улыбкой – так не удобно видеть в нем своего «спасителя». Да он и сам заметно стесняется. (Чаплину не было особой необходимости экспериментировать с монтажом или авангардом ракурсов. Достаточно крупного плана его лица, а на нем знаменитая улыбка – и отчего-то совсем неожиданно подступают слезы. Смешно до слез. И очень грустно)

.   –Ты? – спрашивает героиня, догадавшись.

    -Я, - отвечает он.

   Финал гениален в своей предельной аскетичности (а что еще тут добавишь?) и оставляет необъятный простор для зрительских размышлений – трудно назвать хэппи-эндом. (Кто здесь говорил о стереотипности?) Чаплин мог идти вразрез всем законам жанрам, нарушать любые традиции, а публика его все равно боготворила. Редкая благодарность за авторский талант.

   В 2001г. (если мне не изменяет память) П. Богданович снял фильм «Смерть в Голливуде» (первая картина, где я увидела драматический талант Кирстен Данст). Там показан другой Чаплин: свободолюбивый, пылкий, немного эгоистичный. С гениями всегда сложно – их надо понимать. Годдар под конец жизни стала женой Ремарка, но о Чаплине отзывалась…нет, не с любовью, с пониманием. Давайте тоже попытаемся понять его, Чарли всегда возлагал особые надежды на российского зрителя. «Их менее всего притягивает во мне смешное», - писал он о русских. А что же?

   Я очень благодарна «АРТкино» за то, что в это воскресенье киноклуб покажет этот замечательный фильм…

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments