klizardin (klizardin) wrote in kultovoe_kino,
klizardin
klizardin
kultovoe_kino

  • Music:

Hal Hartley "Surviving Desire"

"Киносны Хела Хартли".

Хел Хартли один из плеяды молодых независимых американских режиссеров. Сюда же можно было бы прибавить прилагательное “интеллектуалов”, но не знаю как бы отнесся к этому сам режиссер. Его картины обладают особенным стилем и манерой: герои, в его фильмах, обсуждают идеи, поют песни, танцуют, цитируют тексты. Зритель в этом может увидеть некие мысли, печаль и сухость, провокацию и каприз. Но в тоже время режиссер снимает комедии. Можно вспомнить “The Book Of Life” и “Surviving Desire”, совмещающие в себе достаточно короткую (фильмы не более часа) историю с особым отношением к действительности фильма. В частности, в “Surviving Desire” Хэл Хартли подходит к материалу фильма (да, и в других фильмах) отрешившись и совсем с иной стороны, может быть, глазами человека, который все это видел тысячи раз. И это и создает особенную атмосферу и чувства юмора фильмов Хэла Хартли. Он может сменить кадр поцелуя кадром танца, почти тотемного превращения человека в Иисуса Христа: “И с блаженной улыбкой он восходит на крест, или рассматривает крест в себе, или себя на кресте” – можем сказать о герое зритель. Режиссер (а он же сценарист и композитор) ошарашивает зрителя не совместимыми штампами из нашей жизни.

Фильм начинается с разбора пассажа из романа Достоевского “Братья Карамазовы”. Класс, который ведет Джуд (Мартин Донован), устал от многократного прочтения одного фрагмента, от того, что хочет донести им их преподаватель литературы. Только Софи (Мари Вард) увлечена уроками по Достоевскому. Этакая метафора человека без любви. Он бредет в пустыне, где она ждет его. После классов Джуд признается своему другу, что, наверное, он влюбился – он находит у себя все признаки влюбленности. Среди прочего в разговоре они (Джуд и его друг) отмечают красоту выражения “удовлетворение плоти”. Мизантроп преподаватель замечает красоту во всем. Он настолько отрешен от мира и настолько хорошо его знает, что, кажется, бог ему вложил в руки кисть, чтобы он зажигал звезды. Но, что же, он решение принял. Логично, что далее режиссер показывает, что подобное же решение принимает и Софи. Она решает написать о своем приподавателе рассказ. И назвать его кристально чисто: “Он”. Завязка произошла, далее героев ждет вся гамма любовных переживаний. Кажется, в фильме только немного отходит в сторону параллельная линия – отношения с бездомной. Сначала ее встречает Джуд, потом его друг. Джуд жалеет и друг жалеет. Каждый по-своему, каждый по человечески. Позволю себе вольность предложить, что она метафора мира вокруг нас. Мира, такого как он есть, когда нам ничего не нужно от этого мира и мы не лжем ему о самих себе и о наших целях. Целый ряд событий происходят между Джуд и Софи, и параллельно бездомной и другом Джуда. Режиссер сам признается, что не предпочитает “крепкую” драматургию. Он более рассказывает историю, находя некие детали, которые куда важнее точной единственной линии. Зритель сам наделяет значимостью детали и сюжетные ходы фильма (фильмов). Будь то невнимание к словам Софи профессора в книжном магазине, из которого зритель выносит свой вердикт отношениям или же… другая половина зрителей вынесет свой вердикт на слова Софи спрашивающей у Джуда: “Будет ли он вести себя антисоциально”. Зритель, как часто ты живешь вердиктами, вопрошает режиссер… Хэл Хартлей озвучивает мысль, устами своего героя: “Нам американцам всегда нужна трагедия со счастливым концом”. Зачем такой мир отношений у человека, тем более, если уже, за все человечество этот путь прошел Иисус Христос. В стране, где все изучают новый завет, кажется, все догадываются, что кто-то искупил грехи человеческие. Не так ли.

Фильм называется “Пережить страсть” буквально “Выживание в страсти”. В конце профессор доказывает бездомной, что кольцо, которое она надела на мизинец не настоящее. Она обручена с наукой, а не мужчиной. Здесь профессор, который разбирал фрагмент из “Братьев Карамазовых” Достоевского говорит правду. Но лжет ли он себе, если вспомнить контекст пассажа Достоевского, который так долго обсуждался. Ну а вот так и меня словил Хел Хартли в сети придумывания мыслей по поводу правды и справедливости. Я с легкостью разделался с темной тушкой души профессора, найдя этот фрагмент и перечитав его у Достоевского. А может прав в конце Джуд, что “Одних знаний недостаточно”.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments