p_pandora (p_pandora) wrote in kultovoe_kino,
p_pandora
p_pandora
kultovoe_kino

 В прошедшую субботу в Киноклубе «АРТкино» ([info]art_kino) мы смотрели один из самых известных шедевров Микеланджело Антониони.

 

   Критики не случайно называли эту ленту «псевдодетективным сюжетом». В центре его -история загадочного убийства мужчины, сбежавшего в парк со своей подружкой, за которыми подглядывает неизвестный с револьвером. Все происходящее случайно снято на пленку главным героем, молодым фотографом, успешным и обласканным вниманием, королем объектива. Он слишком благополучен, слишком уверен в себе и окружающем пространстве, слишком рационален, и  судьба специально провоцирует его, ведь так и не понятно, произошло ли убийство на самом деле или только пригрезилось герою Д.  Хэммингса. Всё - иллюзия, мир – иллюзия, игра, комбинация воображаемых правил и обстоятельств, причудливых теней и отблесков истины, и даже труп, увиденный своими глазами, даже фотодоказательства, не дают гарантий утверждать, что так оно и было. Не случайно фильм (имеющий кольцевую композицию) начинается и замыкается на одном образе: мимы, снующие по Лондону, создающие собственную реальность. В финале они играют в теннис без мяча и приглашают главного героя принять участие в этой фальсификации. Он долго колеблется, еще цепляясь за пресловутое «я не вижу», но все же поддается этому обману. А впрочем, пусть зритель сам решает, где правда и какой конец ему больше нравится. Новаторство Антониони (а фильм вышел в 1966!) в том, что он использует прием невероятно популярный сегодня (один из главных постулатов постмодернизма), но практически неизвестный  в те годы: вариативность, амбивалентность фабулы, возможность зрительского выбора и собственного индивидуального прочтения сюжета. Что, на мой взгляд, весьма интересно. А Вы как считаете?

 

Открою секрет: «Blow up» - один из самых любимых мной фильмов. Без преувеличения, это лучшее, что снято о Лондоне 60-х, о его эстетике, придуманной искусственно и бережно почитаемой: культ музыки («The Birds», «The Beatles» и их бесчисленные клоны; механически-бездумные движения танца героини Редгрейв, но единственно признанные тем обществом); культ моды: невидимый призрак Твигги, воплощенный в одноликом стереотипе женской красоты; девицы из Сохо и  гениальное изобретение Мэри Квант (мини-юбка, разумеется); тедди и моды. И даже мой любимый Лондон кажется искусственно-интерьерным: выровненные улочки, подстриженные газоны, размеченные траектории  мышления. А ведь существует и другой!

   Замечательно то, что в титрах отмечено: фильм снят по новелле Х. Кортасара «Слюни дьявола». Те, кто читал, не дадут соврать: рассказ Кортасара, даже имея богатую фантазию, узнать в картине очень сложно. Ненавижу кинематограф, который занимается тупым пересказом сюжета, кино – это impression, вдохновенное и волнительное ощущение, МОТИВЫ первоисточника,  перенесенные на целлулоид. Антониони понимал это и создал новый оригинальный шедевр, лишь ориентируясь на внешний рисунок повествования.

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…