p_pandora (p_pandora) wrote in kultovoe_kino,
p_pandora
p_pandora
kultovoe_kino

 В прошедшую субботу всё в том же Киноклубе АРТкино ([info]art_kino) мы смогли насладиться вершиной  творчества Андрея Арсеньевича Тарковского - «Андреем Рублевым». 
 
Этот фильм не просто рассказ об одной из самых таинственных и значительных фигур русской иконописи, благодаря таланту авторов-создателей, взгляд зрителя распространяется шире, охватывает панораму жизни Руси XV века: монгольские орды безбожных кочевников, грабящих нашу Родину, междоусобицы князей, доходящие до абсурда и душащие собственный народ и культура, почти погребенная и выброшенная за ненадобностью, бережно хранимая лишь в душах  истинных творцов. 
 Андрей - сквозной персонаж всех киноновелл («Скоморох», «Феофан Грек», «Страсти по Андрею», «Набег», «Колокол» и.т.д.): свидетель, участник, но не судья, а человеколюбец. Таких как он, на Руси называли «мытарями»: тех, чья душа неспокойна, вечно не удовлетворена, в постоянном поиске; он живой, открытый к людям, в них черпает свое вдохновение и для них создает свои шедевры; жалеет всех сирых и убогих (а как не пожалеть, когда вокруг сплошной страх и угар!): и запутавшегося скомороха, и одинокую юродивую, и избитого подмастерье-Андрейку (какая символическая перекличка имен). 
Творчество («божий дар», «божья искра») - и радость, и морока Андрея. Но в процессе фильма он понимает главное: 
как бы трудно не приходилось художнику, каким бы лишним и ненужным не казался его труд, какой бы унизительный статус не придавала ему война - творец не имеет права отречься от своего дара, он должен освещать им жизнь заблудших людей. Вот почему в финале он обнимает Бориску (такого же мытаря, такого же страдальца за искусство) и зовет его с собой в Москву. И это гениальное открытие Тарковского: он не делает из своего Рублева тупого идола, авторитету которого можно лишь безропотно поклоняться, но создает пластичного героя,который живет, двигается, ошибается, падает, раскаивается и снова обретает, как и все мы (эффект соучастия). Герой динамичен - значит герой интересен нам, это главный секрет притягательности образа Андрея. И Анатолий Солоницын, неизвестный до «Андрея» провинциальный актер,  великолепно передал это своей игрой.

Не могу умолчать о потрясающей  операторской  работе: Вадим Юсов снимает многие сцены сверху (во-первых, необычный ракурс, во- вторых, волнует воображение: а чьим же взглядом оценивается происходящее? Это одновременно устрашает и будоражит.), виртуозно сняты массовые сцены (особенно сцена поднятия колокола - вот так, пока князья травили грибочками и оскопляли друг друга в борьбе за престол, народ всем миром поднимал с колен  порабощенную Русь).

Стоит ли говорить, что подобная картина в советском государстве была просто обречена на нелегкую судьбу. Работа над фильмом (который первоначально назывался «Страсти по Андрею») завершилась  к 1967г., и он тут же был запрещен к показу и положен на полку (спасибо, хоть не смыли, как поступали со многими «неугодными» лентами). Затем «Рублев» случайно попал в Канны («Совэкспортфильм» продал его вместе с 6-ю другими картинами Алексу Московичу, а тот показал на фестивале). Во Франции он имел оглушительный успех и был удостоен премии ФИПРЕССИ (международная ассоциация кинопрессы), и лишь в 1971г., изрядно сокращенный (!) разрешен для показа в СССР. Впрочем, стоит ли удивляться, если даже всенародно любимый «Чапаев» некоторое время находился в стране лишь на «лаванде», а оригинал томился за границей (о несчастной судьбе «Чапаева» я расскажу на страницах своего дневника). Впрочем, список «мытарств» «Рублева» этим не заканчивается. Обращали ли вы внимание, что весь фильм снят на ч/б пленке, а последние кадры - на цветной. В то время существовала кремлевская директива: снимать в цвете, а Тарковский считал (и правильно считал!), что пленка для этого фильма должна быть ч/б. Благодаря этому компромиссу с властями, мы и получили такое оригинальное режиссерское решение: цветная съёмка икон Рублёва и, прежде всего, "Троицы" (кинопленка не просто фотографирует изображение, а буквально воспроизводит наши собственные ощущения при встрече с чудом иконотворчества).   

Хочу выразить отдельную благодарность Сергею Викторовичу Тютину - лектору Киноклуба АРТкино, за предоставленные факты из истории создания фильма.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…