p_pandora (p_pandora) wrote in kultovoe_kino,
p_pandora
p_pandora
kultovoe_kino

Categories:

Смерть в Венеции

В прошедшую субботу в «АРТкино» (http://community.livejournal.com/art_kino/profile) посмотрела две эпохальные киноленты. «81/2» Федерико Феллини, и «Смерть в Венеции» Лукино Висконти.

   Эта лента – один из шедевров позднего Висконти, входящая в так называемую «немецкую трилогию». Фильм выдержан на великолепных общих планах Венеции. Перед зрителем панорамой проходят картины самого романтичного и загадочного места на свете – города контрастов: здесь неразрывно сплелись роскошь  курортов и грязная   нищета трущоб, молодость и старость века, великолепие Дворца дожей и безобразие музыканта со сгнившими зубами; здесь травят страшную болезнь, здесь улицы воняют смрадом, здесь замалчивают смерть, здесь пир и чума смешались так, что уже и не различишь, что есть что, а вопреки дарит красоту пробуждающегося утра: восходящее солнце и дорожка света по морю – акт символической любви и новой жизни, любви такой же эфемерной, как световой столб на воде, любви к юноше красивому, но далекому и холодному, как Мальчик-звезда…Эта и другие великолепные по красоте сцены виртуозно сняты оператором Паскуале де Сантисом, чье мастерство создало шедевр необыкновенного творческого вдохновения, помогло режиссеру добиться максимальной выразительности. Именно выразительность, образность, глубина всегда отличали ленты Висконти, начиная от первой, прославившей его «Земля дрожит», до последних работ. 

Другой гений итальянского неореализма, Микеланджелло Антониони, как-то заметил, что «фильмы Висконти отличаются силой и плавностью повествования: у него потрясающее умение развивать характер персонажа в процессе рассказа». С этим трудно поспорить. Образ Густава фон Эшенбаха переживает эволюцию по ходу фильма: от нервного рефлектирующего страдальца, недавно потерявшего жену и дочь, до вновь получившего надежду и жажду к жизни влюбленного. Но смерть уже отметила его. Не случайно, после сцены у парикмахера лицо Густава напоминает посмертную маску или грим мима. Мим – фигура заочно трагичная. А может смешная. Что в сущности, одно и тоже.

   У фильма необыкновенно поэтичный финал: на одиноком пустынном пляже забытый кем-то фотоаппарат с ненужно открытым объективом, полоска моря и тот самый мальчик, раскинувший руки в свободной позе, как будто хочет улететь, блестящий на солнце, как золотокудрый Феб.  Это было последнее, что видел Густав в своей жизни (потому как безобразную смерть видел только зритель). Это была самая лучшая смерть: прекрасная Венеция и Эшенбах с любимым в ней, наконец-то одни. А Висконти (лишь отталкиваясь от рисунка повествования Манна) подарил нам  собственную философскую притчу о том, что красота и уродство в этой жизни почти всегда смешаны воедино, так что уже и не различишь, что есть что. Да и нужно ли…

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments