to turn traitor (ex_stonic) wrote in kultovoe_kino,
to turn traitor
ex_stonic
kultovoe_kino


"ПОЛЕНО" | реж. Ян Шванкмайер
                    Производство: Чехия, Великобритания, Япония. 2000


Картина "Полено" чешского режиссера Яна Шванкмайера гротескная и сюрреалистическая экранизация французской народной сказки «Волшебное полено» о беzzдетной паре, которая очень хотела иметь ребенка. Сама сказка - это некий симбиоз "Колобка" и "Красной шапочки"

Жил-был дровосек с женой и не было у них детей. Соседи им говорили: "зачем вам ребёночек, вы и так бедные, он вас съест". Но дровосек с женой всё равно очень хотели ребёночка. Однажды рубил дровосек пень, и от пня отскочил обрубочек очень похожий на ребёнка. Дровосеку осталось только немного поработать ножом и вот ребёнок готов. Принёс дровосек его домой и сказал жене "вот тебе то, что ты хотела - ребёночек Обрубочек", а сам в лес на работу ушёл
72 летний Ян Шванкмайер - представитель экспериментального кинематографа, он при жизни стал классиком и одним из художественных идеологов абсурдизма и сюрреализма Чешской Сюрреалистической Коммуны

Написав манифест нового прикладного искусства "Магия предметов" с призывом вернуть "иррациональному официальное пространство, адекватное месту, которое оно занимает в психике человека", он и по сей день остается верен себе, занимаясь преимущественно экспериментами в области тактильного изображения, стремясь определить, до какой степени искусство связано с физическими ощущениями, и используя все ранее найденное художниками, так или иначе обращавшимися к тактильному искусству (Э. По, С. Дали, Г. Аполлинер, Маринетти, М. Дюшан)

Ян Шванкмайер известен своими работами "Возможности диалога","Последний трюк", "Гробики", "Дон Жуан", собравшими ни одну награду международных кинофестивалей. И, конечно, ставшими классикой жанра "Сад", "Et cetera", "Алисы в Стране Чудес", "Урок Фауста"

</b>Его последняя картина – пожалуй, одна из самых необычных экранизаций народных сказок в кинематографе. Жестокий гротеск современного общества, его идеалов и стереотипности существования. Фильм о загнанности в угол тех людей, которые не могут, не имеют возможности вписаться в общую картину благополучности навязанных норм и порядков, о том, на что они способны и как далеко могут зайти, чтобы стать "нормальными". Страх, боязнь замкнутых пространств, личные фобии, осуждение. Глубоко психиатричный фильм о больном обществе и о больных людях в нем, когда нельзя сказать, кто в нем сошел с ума первым и что делать дальше, возможно ли лечение, либо все должно отмереть своим чередом. Одна болезнь в нем поглощает другую, а поглотив становится причиной третьей, замыкаясь в большие круговые цепи общей искореженной системы, которая давно вышла из-под контроля человека, поглотив его, функционируя по одной ей известным самопорожденным правилам, с каждым разом все больше и больше пожирая человеческое мясо, пускаемое в расход

Этот фильм, в первую очередь, о человеческой глупости и слепоте, подмене ценностей и понятий. Когда рациональность, мышление и разумность отступают перед придуманной, красиво залакированной жизнью, становящейся самоцелью. Мужчина в фильме Шванкмайера – придаток женщины, необходимый для удовлетворения ее желаний, но никак не самостоятельный индивид. Вся его жизнь - довольно жалкое существование, его мысли и действия подчинены женщине, глупой и истеричной. Именно женщина у Шванкмайера, как наиболее легко поддающаяся на манипуляции, навязываемые «жизненные необходимости» и стандарты, выступает тем разрушительным источником логики и порядка мира, с нее пошла деформация системы, она источник разрушения. Становясь беzzвольным рабом в браке посредством угроз, шантажа и невротических истерик жены, муж[чина] беzzприкословно выполняет волю женщины – получить навязанный извне идеал любой ценой и немедленно. Это порочное по-мещански пошлое общество, не задумывающееся о себе, о том, чем оно живет и правильно ли - внутри него беzzприкословное соглашательство и отсутствие протеста

Еще раз: это фильм о гиперболической глухоте, о глухоте собственной по отношению к себе же, отстуствие личного, отстуствие частного, отсутствие индивидуального, отсутствие интимного - только единое заранее придуманное и навязанное когда-то общее, совместное, коллективное, стадное

Кинематографическое описание убогости общества не ирония и подтрунивание автора – это его злость, ненависть и окончательный диагноз: есть только два пути высвобождения от заразы. Ждать пока болезнь достигнет апогея и потом все существующее сегодня умрет, либо настанет тот момент, когда кто-то здравомыслящий внутри системы, достигнув критической точки своего терпения, начнет жечь ее до тла. как чуму.. .

Как актуально, неправда ли?! .
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment