Странник (vedov) wrote in kultovoe_kino,
Странник
vedov
kultovoe_kino

  • Music:

"ВСЯК СВЕРЧОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СВОЙ ШЕСТОК"

.

Когда речь идёт о воздействии произведений искусства всегда сталкиваешься
c явлениями резонанса созданного автором и читателем (слушателем, зрителем.
От этих созвучных состояний, прежде всего и зависит успех и значимость
художественного произведения. А пресловутая массовость, вовсе не означает
низкопробности или утрирования.
С другой стороны, любое направление искусства имеет свои естественные
ограничения, и может передать лишь немногое, заключенное в пределах его
собственных границ. Непонимание или нарочито-нечаянное забывание этих
банальностей обычно завышает требования потребителей к художественным
произведениям, авторам, а также приводит к тенденциозной оценке.

Это и произошло с "Островом" Лунгина. Можно сколь угодно рассуждать о
правоте-неправоте авторов конъюктурщиков, ответственности-безответственности
актёров мирян перед высокой темой; или, вытащив нужные рецензенту обрывки
Писания, подискутировать о язычестве, христианстве или слепости "всего
творимого", получая при этом соответствующие логически непротиворечивые
следствия исходных постулативных начал.

По мне всё это - очередные словесные игры бисерных игроков,развлекающие
только их самих, и исключительно узкую синтетическую аудиторию.
"Остров" появился вовремя, вызвал потрясение привычной череды
фильмопотока и заставил задуматъся на традиционно забытые обывателем темы.

Лунгин создал прецедент удачного освещения православной тематики (блаженной
святости), средствами мирского кинематографа.
И это необходимое и достаточное условие положительной оценки его работы.
Фильм не оставил равнодушным никого и оказался нужен всем: заигравшемуся
со своими картинами Лунгину, и тяготившемуся постбригадными ролями Дюжеву,
и застрявшему в образе балаганного шута Сухорукову.
Ну и конечно же, зрительской аудитории, уставшей от умножающегося аэффектного
матричного грузилова.
Весь фильм безусловно вытягивает Мамонов, знакомый с темой по жизни,
незаинтересованный в афишировании, а потому независимый, ведущий персонаж.
Тут нужен был именно преображённый Мамонов.
И потому он в фильме юродивый, а недотягивающий в извечном шутовстве
Сухоруков - игумен, руководитель "братвы монастырей".
К старцу Анатолию плывут, едут, бредут за советом, поучением, исцелением,
вызывая людскую зависть и "ропот братии". А он, отбрёхиваясь, отмахиваясь
и отнекиваясь, тащит свой крест, будучи даже непостриженным монахом, а
эдаким "православным бомжем", отрекшимся от всего мирского не на словах,
а на деле. И не нужно ему с преподобным преподобия набираться, и защита
у него мощнейшая. От внутреннего кумирства старец защищён осознанием
тяжести греха и закрытием видения собственной судьбы, от внешнего -
интуитивным смещением точки опоры "прихожан" на выдуманном святом отце.

Неадекватные выходки старца на самом деле вполне логичны. Cвоим поведением
он разрушает всё, мешающее вере в Бога. Собственные внутренние привязанности
Анатолий давно преодолел и теперь переносит накопленный опыт "отсекания
лишнего" вовне.
И страждущие бредут по наитию, вопреки человеческой логике, под язвительный
язык и прозорливые очи старца. Для каждого заблудшего у юродивого есть свой
набор горьких целебных средств: для возгордившегося иеромонаха - уместное
дословное цитирование Библии, для деревенской "дурочки" - смачная народная
брань, вперемежку с красноречивой жестикуляцией.
Даже церковные каноны подвергаются старцем "высмеиванию" - он то поклоны
вдругаря воздаст, то дурацкой самопальной частушкой молитву заменит, то вообще
игумена разденет и "поучать начнёт".
Исцеляя, старец периодически перебарщивает: как в случае с лечением хромого
малъчика, так и беря на себя роль экзорциста. Но все эти перегибы объясняются
простым человеческим желанием помочь, чем только можно.

Вот так и жил блаженный Анатолий. Жил-поживал, всем и вся помогал, в ящик
сыграл - даже гроба не попросил - другие со стыда сделали...



P.S.
В истории русского православия было канонизировано всего шесть святых
блаженных; за последнее столетие - ни одного.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…