Павлоид (borhes) wrote in kultovoe_kino,
Павлоид
borhes
kultovoe_kino

Category:
                                                                                                                               

"Седьмая печать"

(Det Sjunde inseglet )

режиссер и сценарист: Ингмар Бергман.
Швеция, 1957 год, 94 минут
В ролях:
Макс фон Сюдов
Биби Андерссон
Гуннар Бьернстранд



               
После просмотра фильма мной овладел навязчивый вопрос – когда начинают стареть шедевры.

Не буду (да и не собирался) оспаривать сложившееся за пятьдесят лет мнение кинообщественности, что «Седьмая печать» не менее чем шедевр мастера. Великие вопросы, вечные темы, выдающиеся актеры, точные образы, прямые метафоры, красноречивые ракурсы – все льет воду на мельницу киношной славы фильма, но одновременно от всего этого веет ушедшей эпохой, и я говорю совсем не об эпохе крестовых походов.

Возможно, «Седьмая печать» в конце пятидесятых смотрелась как неоспоримый шедевр, актуальный во всех отношениях для мира на грани ядерной войны, как будто уже вступившего во времена апокалипсиса. Предчувствие конца света не покидает мир и сегодня, но притча Бергмана воспринимается уже совсем по-другому – может быть, потому что наш мир успел за эти полвека измениться в чем-то главном, в том, о чем нам пыталась рассказать картина.

Первое, что бросается в глаза – то, насколько изменился сам язык кинематографа, насколько далеко ему удалось шагнуть вперед. «СП» носит на себе бархатную пыль классических театральных традиций. Может быть, сказалась «театральное» происхождение Бергмана, всю жизнь остающегося фанатичным театралом и постановщиком, но фильм скорее напоминает экранизированный спектакль – что несомненный минус. Не думаю, что любой из кадров «Печати» непереносим на язык сцены без какой-либо потери и смысла и красоты – все, что показано в фильме, с таким же успехом можно показать театральной постановкой. Однако, это противоречит принципом самого Бергмана (возможно, сложившимся уже позднее) – кроме совершенно не-бергмановских фильмов, он всю жизнь старался снимать про то, что нельзя выразить любым другим искусством, то, что подвластно только языку кинематографа. Но такого в «Седьмой печати» практически нет. Единственное, что можно отнести к привилегии кино, то, что мы не сможем увидеть ни в каком другом искусстве (ни в классической живописи, ни в музыке, ни в театре…) – крупные планы. Но их в фильме можно пересчитать на пальцах. Остальные ракурсы вполне вписываются в рамки традиционной портретной живописи.

Самое время поговорить о языке кино, о его особенностях, родимых пятнах, выделяющих из всех других собратьев по искусству. Ни в коей мере не претендуя на полноту семиотического перечня (что с предвкушением оставляю на будущее), коснусь лишь первых, приходящих на ум характерных черт.

Одно из главных отличий кинематографа, от живописи и фотографии, – движущаяся картинка, живой меняющийся во времени образ. И следующее, что окончательно отрывает кино, как меняющийся во времени образ, от театра – монтаж. Способность сопоставить один движущийся образ с другим, практически наложить их друг на друга – как бонюэлевское наложение луны, разрезаемой облаком, на глаз, разрезаемый скальпелем, – порождающее уникальное явление кинометафоры.

Монтаж – как кадры, «склеенные» во времени, таким образом, каким невозможно увидеть невооруженным глазом – в конце концов, приводит нас к мультипликации, к сиамскому брату-близнецу кинематографа, граница между которыми срастается еще больше в наши дни, с приходом тотального царства компьютерной графики. Что больше сейчас – кино или анимации – в том же «Властелине колец», где наверняка больше 50% времени и пространства кадра занимают образы, нарисованные с помощью компьютера.

Компьютерная графика в кино помогает режиссерам проникнуть еще глубже, еще дальше – в самую суть героя на экране (по крайне мере визуально). Вспоминаются монтажные вставки «Бойцовского клуба» Финчера, уводящие камеру в череп Джека, сквозь волосы, кожу и кость, туда, где развиваются его внутренний визуальный монолог. Но это уже кино спустя 50 лет. А начиналось все с обычного крупного плана, позволяющего зрителю полностью сосредоточиться на переживаниях только одного единственного героя. Однако в «Печати» Бергмана так мало и этого. И мне, зрителю 21-го века, искушенному «полным контактом», полным соприкосновением с личностями тех, кто появляется на экране, не хватает именно этого Крупного Плана – то есть близости к героям картины. Они остаются для меня всего лишь актерами в средневековых костюмах, черно-белыми фигурами на доске, схематичными образами, разыгрывающими гроссмейстерскую комбинацию. И даже святые образы Мии и Йофа вызывают во мне не больше сочувствия, чем холодный брутальный образ рыцаря Блока.

И я начинаю осознавать, что истинное понимание кроется в сочувствии, в соучастии.

Потому что обычного понимания содержания фильма – не такого уж и сложного как может показаться – дает мне крайне скудный улов. Все действительно слишком просто, без оттенков, черно-белое. Отсутствие эмоций не дает мне расфокусировать взгляд, размыть четкие границы шахматных клеток в более тонкие пятна, почувствовать (или создать самому) подтекст, подкадр. Тайна исчезает, она теперь не за семью печатями, «Седьмая печать» упала, и тайна разоблачена и неблаговидна, как лицо постаревшей смерти. Смерти не из этого мира. Пятьдесят лет спустя.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments