мру-кенгуру (ex_keepmyhor20) wrote in kultovoe_kino,
мру-кенгуру
ex_keepmyhor20
kultovoe_kino

Categories:

La science des reves

'Наука сна', реж. Мишель Гондри

Три режисера - Вуди Аллен ('Сенсация'), Такеши Китано ('Такешиз') и Мишель Гондри сговорились и сняли в один год очень похожие фильмы - странноватые, но милые в своей неуемной детскости. Нелепые персонажи, смешные переплетения аллюзий, диффузная активность случайных совпадений в обыкновенной жизни необычных людей, сны как реальность, более реальная, чем реальная реальность; и другие ауторефрены. Начальник, напяливший непонятно как твою шапку; врывающиеся в машину более чем настоящими застреленные тобой же не один раз, но оставшиеся жить в мыслях люди; материализовывающийся в будке иллюзиониста покойник-журналист, мучимый последним расследованием, - кто они, эти не отмеченные, но впечатавшиеся в ленту бессознательного образы? Кто мы без них, если все самое интересное - в голове каждого человека?

Основной акцент Гондри ставит так: главное, за что стоит любить человека, - его уникальность. 'Я люблю ее за те штуки, которые она делает своими руками, - говорит Стефан. - Только с тобой мне не скучно. Ты - особенная'. Но если в 'Вечном сиянии чистого разума' рассматривается исключительность обычных людей - мы даже не знаем, где они работают и чем занимаются, какие они, - все это неважно; то в 'Науке сна' особенности двух людей кажутся притянутыми за уши и составляют часть фабулы - Стефан смешивает сны с явью, а Стефани увлечена игрушками настолько, что ей никто не нужен рядом, кроме участника игры.

Почему же Стефани начинает отталкивать нашего героя, когда нам определенно дали понять, что она влюбилась в него первой? Ее не устраивает совсем не написанное им во сне нелепое письмо с просьбой дать телефон ее подруги - ей не нравится, что и как говорит Стефан. Его неуместные шутки про член, которого у нее нет, зато есть левая рука, про ее 'сиськи, которые доброжелательны и открыты'; то, что он не говорит ей прямо тех слов, которые она хочет услышать, упорно не обозначает свое отношение к ней. Она подсказывает ему и так, и эдак - но безрезультатно: Стефан не поддается, он цельный и в своих снах, и наяву. Если любишь кого-то, тебе придется примириться и с его особенностями, которые тебе не нравятся. Не пытайся изменить его, иначе он будет уже другим, рассыпется на обрывки снов, улетит в Мехико наконец, - и она гладит Стефана по голове. Она проиграла - но теперь она может любить его целиком.
То же и в 'Вечном сиянии' - какие бы обидные слова ни говорил другой, если любишь именно его, а не другого, - принимай таким, какой он есть, это единственный способ увидеть кого-то в своем самодостаточном мире, кроме себя.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments