meleze (meleze) wrote in kultovoe_kino,
meleze
meleze
kultovoe_kino

ANDY WARHOL – SUPERSTAR

...И несколько других историй...

В конце 1964-го Уорхол делает Harlot, свой первый звуковой фильм, снятый компактной, но cкромненькой Auricon-камерой. Звездой очередного «фабричного» опуса стал Марио Монтез, юный служащий почты из Пуэрто-Рико, обожавший носить женский платья. В «Flaming Creatures» Джека Смита он уже продемонстрировал себя в роли испанской танцовщицы, а в «Normal Love» сыграл русалку. В «Harlot» Монтез появляется в белом парике, жеманно устраивается на софе и начинает плотоядно уминать бананы – один за другим. Рядом с ним с каменной миной сидит слегка роскошная Женщина в вечернем платье, на коленях у нее нежится белая киска (обозначенная в титрах игриво и недвусмысленно как white pussy). Как известно, любимая тема Уорхола – взаимодействие происходящего в кадре и за кадром (скажем, в самом остроумном кинопродукте Энди «Blow Job» можно 33 минуты наблюдать крупный план лица мужчины, с которым за нижней границей кадра происходит кое-что приятное). Подобным образом функционирует и звуковая дорожка к Harlot – импровизированная болтовня трех мужчин, которые в непереводимой игре слов с сексуальным подтекстом упражняются на тему кинозвезд и бананов.

Мировая премьера Harlot состоялась 11 января в легендарном кафе «A go go go» и обернулась типичной андеграунд-катастрофой. Рональд Тэйвел, сценарист, вспоминает: «На премьеру явилось невероятное количество народу. Начальство кафе совершенно бессовестно притащило какой-то третьеразрядный проектор с полумертвой лампочкой и начало показ. На изжевано-мятой простыне  появились картинка, но никакого звука. Владелец кафе был, как и следовало ожидать, весьма изумлен, когда узнал, что это был звуковой фильм – его аппарат для таковых предназначен не был. Ко всему прочему показ начался с часовым опозданием». 

Реакция Тейвела мне, откровенно говоря, непонятна. Как постоянному сценаристу и участнику съемок ему следовало бы уже закалиться и не ныть по пустякам. «Актеры приходили и уходили, как им хотелось. Очень редко могли припомнить текст, покидали площадку, не поставив никого в известность. Как только включалась камера, у них начинались панические атаки».В конце концов, режиссура для Уорхола значила: направить камеру на актера и потом просто ждать, пока закончится пленка.

В 1964 снимали так много, что никто не успевал придумывать названия. Каждый день рождалась и гасла звезда. Как-то Уорхол установил в одном из офисов камеру и 8 часов снимал Empire State Building (по слухам, во время съемки он то и дело орал: «Empire State Building is a star!“)

***

Примечательный фильмец «My Hustler» - между прочим, первый настоящий успех у публики. Жиденький сюжетец: стареющий гомосексуалист приводит к себе домой смазливого блондина – и все - соседи, женщины и дети - кидаются его соблазнять, чтобы таким образом увести от мужчинки. Несмотря на то, что пленка, как всегда, закончилась до наступления развязки, а инсценировка побила все рекорды по непритязательности, «My Hustler» - несомненный режиссерский шедевр. Налицо не только 70 минут обязательных закадровых зловредных диалогов, но еще и целых два места действия, целое одно мотивированное движение камеры и даже сносный монтаж.

***

Стивен Кох в Stargazer, одном из самых внушительных исследований творчества Уорхола,  пишет: «большая часть населения Фабрики состояла из отколовшихся от церкви католиков, у которых из-за (гомо)сексуальности наблюдалась навязчивая «склонность к декадансу». Каждый десятый имел за плечами строгое католическое детство, о котором мы уже так много слышали…

Сей факт бросает новый свет на распущенный стиль жизнь на Фабрике: театрально-декадентский секс, покрашенные в серебряный цвет стены, серебряные же, наполненные гелием подушки-шары, ангельский голос Калласс, заполняющий пространство, пока гости и жители воспаряли в амфетаминовом тумане. Фабрика производит впечатление группы продленного дня для детей, которые стали жертвами мелкобуржуазной идеологии, сексуального подавления, лицемерия и напрасного ожидания благодати.

 

 

В осеннем сезоне 1965 в моду вошло выражение expanded cinema. Йонас Мекас, перед тем как переехать со своим кинотеатром в очередной раз, устраивает веселенький фестиваль, в котором с фильмом Camp участвует и Уорхол. В программке Уорхол пишет: «Все участники этого фестиваля такие креативные, что я подумал: покажу-ка я просто плохой фильм. Операторская работа очень плохая, отвратительнейший свет. Технически фильм ужасен, зато у нас фантастические люди!».

***

New american cinema и восточное побережье сидело на амфетамине и спиде (хотя Джон Кассаветис, по-моему, просто бухал, а Стэн Брэкедж уехал жить в лес и делать андеграунд-фильмы про роды своей жены), а западное - на «электрических кислотно-прохладительных тестах». В Европе, подозреваю, в моде были все те же кокаин и виски.

***

Есть один практически неизвестный, но веселый и очень рекомендуемый к просмотру фильм Necropolis итальянского режиссера Franco Brocani, где VIVA, одна из суперзвезд Уорхола, встречается в кадре с Carmelo Bene (совершенно гениальный итальянский режиссер-эксперименталист). И это эпохальное событие подобно столкновению Титаника с айсбергом: фабрика Уорхола и европейская интеллектуальная богема - Вива на амфетамине порет чепуху, не закрывая рот - Кармело с виски не вяжет лыка. Если задаться вопросом, как такая встреча двух цивилизаций стала возможной, то натыкаешься на бездны: любовь и просто секс, свадьбы и похороны, андерграунд и авторское кино, смена континентов, наркотики; певицу Нико, блуждавшую с факелом еще у Феллини в «Дольче Вита», Пьера Клементи с пухлыми губами, парижскую группу Занзибар ну и т.д.

Где они и куда они все сгинули?

Какая царит тоска ныне, а.

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…