Алексей Юсев (yusev_alexei) wrote in kultovoe_kino,
Алексей Юсев
yusev_alexei
kultovoe_kino

Categories:

Взгляд Микеланджело сквозь кинопленку и мрамор

«Взгляд Микеланджело» - это документальная лента, созданная при участии Микеланджело Антониони. Долгое время прикованный к инвалидному креслу, после перенесенного более двадцати лет назад инсульта, итальянский классик за это время выпустил под своим именем лишь несколько новелл, при содействии других режиссеров. В данном проекте помощником ему послужила жена Энрика, ставшая со временем недостающей рукою мастера и посредником при общении с окружающими, так как Антониони лишился также и речи.
Действие 18 минутного фильма происходит в римском соборе Сан Пьетро ин Винколи, известного тем, что там находится могила папы Юлия II, умершего в 1513 году. Микеланджело Буонарроти, изваявший для нее скульптуру Моисея, закончит работу спустя более чем двадцать лет. Последние годы эта скульптура долго находилась на реставрации, и вот три года назад в также прошедшем ту же процедуру соборе, она вновь явила себя публике, к 500-летнему юбилею восхождения Юлия II на святой престол.
Возраст Микеланджело Антониони был тогда 92 года. На пленке он уже ходит, оправившись от последствий инсульта, но половина лица и одна рука неподвижны, и держатся камерой почти всегда в тени. Великий режиссер идет по собору, подходит к статуе сидящего Моисея и начинает ее осматривать. Камера словно следует за направлением его взгляда. Внимательно исследуются каждая деталь головы скульптуры, каждый изгиб одежды. Тонкое противопоставление ветхозаветного пророка, с легкой руки Микеланджело от ренессанса, высеченного из мрамора и Микеланджело от современности. Микеланджело Антониони – уже самого, с застывшими как в мраморе частями тела. Антониони – пророка ветхозаветного кино, еще почитаемого, но почти забытого, постепенно утрачивающего свою актуальность в современном медиаритме. Аналогия усиливается тем, что Моисей не входит в число лучших работ Буонарроти, признанных искусствоведением. Режиссер всматривается в глаза Моисея, словно пытаясь заглянуть в будущее – будущее после смерти, то что мог видеть ветхозаветный пророк. Они, скульптура и тело режиссера, оба причастные к жизни обоих Микеланждело, незримо сосуществуют в каком-то измерении: там где оптический эффект скульптуры с одной стороны делает ее привстающей; там же свободный от своей частичной обездвиженности Антониони.
Картина снята без искусственного освещения, полагаясь лишь на естественный свет, в котором и должна была пребывать по воле скульптора ренессанса статуя Моисея. Отчасти это еще объясняется и тем, что Антониони не выносит яркого света. Не было сделано ни одного дубля, видимо основная работа шла на монтажном столе. В кадре нет других действующих лиц, нет посторонних звуков, лишь титры в конце наполняет классическая музыка, прервав долгое молчание.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments