skysearcher (skysearcher) wrote in kultovoe_kino,
skysearcher
skysearcher
kultovoe_kino

"Бойцовая рыбка" Френсиса Копполы

Впервые я посмотрел этот фильм лет 10-12 назад, в период, когда единственными достойными моего внимания картинами были такие образцы мирового «киноискусства», как боевики с Щварцнегером и Ван Даммом и комедии типа «Малыш на прогулке». Естественно, фильм о мальчишках, собирающихся в банды и устраивающих крутые разборки, не мог не привлечь моего внимания. Запомнились стильная повязка на голове Мэтта Диллона, надпись на кирпичной стене “The Motorcycle Boy Reigns”, фигуры троих мальчишек на фоне прямоугольного неба, красный и синий окрас рыбок. А ещё ощущение, что за романтикой уличных банд скрывается что-то намного большее; что я смотрю что-то отличное от всего, что я раньше видел, что-то не совсем понятное, но всё равно захватывающее, завлекающее, замечательное.
Основными чертами фильма, как мне кажется, являются минимализм, четкость и ясность. Почти весь визуальный ряд выдержан в черно-белой гамме, резкие контуры и очертания людей и предметов, четкий барабанный ритм саундтрека. Всё пространство фильма поделено, расчерчено, разграничено прямыми линиями и углами: бар-стойка, кабинки кафе, бильярдные столы, опоры моста, параллелепипеды небоскребов, квадраты проникающего через окно солнечного света. В этом пространстве герои живут, подчиняясь четкому и ясному жизненному ритму «разборка – вечеринка, вечеринка – разборка», их движения точны и уверенны, хореографически выстроены – эпизод с дракой выглядит как танцевальный номер из «Вестсайдской истории».
Важное место в визуальном ряде фильме занимают тени. Часто они во много раз больше тех, кто их отбрасывает, а иногда и совсем заменяют их. Таким образом фильм превращается в некий театр теней. За белым киноэкраном сидит кукловод Френсис Коппола и, двигая черно-белыми фигурками, рассказывает историю о заточенных в аквариумы рыбках от злости и отчаянья, бросающихся на собственное отражение в зеркале.
Четкий и ясный визуальный ряд отображает мировоззрение главного героя – «черное - белое, свет – тень, свои – чужие»; никакой двузначности, никаких полутонов, никакого лишнего трёпа. Разглагольствования отца «о греках и все такое» для него бред алкоголика, слова брата о бессмысленности войны между бандами для него измена идеалам. Но строгая черно-белая цветовая гамма разрушается яркими красными, синими, зелеными цветами сиамских рыбок, четкие линии и контуры становятся расплывчатыми в непонятно откуда берущемся дыму, а максималистские идеалы Расти Джеймса рушатся после предательства друга и нелепой смерти Мотоциклиста. И тогда Расти Джеймс садится на мотоцикл убитого брата и мчится прочь от геометрически расчерченного, разделенного, отгороженного пространства города вперед к бескрайнему, единому, вечно меняющемуся простору океана.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment