Ее можно обожать или категорически не выносить… Среднего не дано. Я обожаю.
Это началось еще с «Трех историй». «Офа, Офа, милая Офа!» ©
И сам фильм чудесный: каждая из новелл – маленький шедевр.
И Она – видение из прошлого, кинодива из Голливуда середины ХХ века… квинтэссенция женского: шпильки-сумочки-чулки-платья в горошек-помада-красный цвет… Эстетика американского кино 50-х, безвозвратно утраченная, захлебнувшаяся в водоворотах компьютерной графики, спецэффектов, бездушного экшна женственность и… настоящая мужественность. С такой женщиной рядом должен быть только Кларк Гейбл, Марлон Брандо… никак не меньше.
Она – моя ностальгия по тому, чего со мной никогда не было… никогда не будет…
Она абсурдна, она чудаковата, она эпатажна, она жеманна, но и… притягательна своей искренностью, подлинностью образа.
«Богиня, или как я полюбила». Если в «историях» это сценарий и актерство (замечательное слово, подходящее), то в этом фильме – еще и режиссерская работа.
Весь фильм построен на символах и контрастах, параллелях и двойственности:
мужчина-женщина, жизнь-смерть, реальность-потусторонний мир. Через весь фильм символизм цвета – желтый-синий: желтый, теплый, жизненный – дом профессора; синий – холодный, дождливый, пустой – смерть, по ту сторону зеркала. Со зрителем как будто играют в визуальную игру: выхватываешь то тут, то там цветовые пятна на фоне серого города – подсвеченное желтым окно или настольная лампа, черный ворон, синие дохлые рыбы, красное платье…
Главная мысль фильма, конечно же, стара как мир: перед смертью главная героиня задается вопросом о смысле своей жизни. Ответ – любовь. Ничего нового, но насколько веско звучит этот ответ в контексте фильма, затрагивающего и тему одиночества, и отверженности, и внутренней свободы, и духовности наконец. Кстати ненависти в фильме нет вообще, есть безразличие, непонимание, но не ненависть. То есть противопоставления «Любовь-Ненависть» тоже нет. Любовь – это единственный ответ на поставленный вопрос.
Говорить о фильме можно еще долго, разбирая по косточкам и символам, но лучше просто посмотреть и получить потрясающее эстетическое удовольствие от него самого и от режиссерской и операторской работы!