maha_dzen (maha_dzen) wrote in kultovoe_kino,
maha_dzen
maha_dzen
kultovoe_kino

Category:

"Besieged" Бернардо Бертолуччи

Этот фильм называли «Последним танго в Риме», проводя параллель с одной из самых известных картин режиссера «Последнее танго в Париже», снятой в 1972 году. Картина «Осажденные» (в другом переводе «Плененные») – все-таки не повторение «Последнего танго в Париже», не смотря на ту же «замкнутость» действия в стенах одного дома, на пристальное внимание к стремительному развитию отношений двух людей. И если первая картина повествует все-таки об отчужденности человека, о его неспособности перейти границы собственного одиночества, даже максимально сближаясь с другим человеком, то вторая рассказывает как раз о преодолении барьеров: этнических, социальных, культурных, эмоциональных.

Ее имя – Шандурай (Тэнди Ньютон), его фамилия – Кински (Дэвид Тьюлис). Она ­– африканка, жительница так и не названной страны, в которой царит суровый политический режим. После ареста мужа она переезжает в Рим и устраивается в качестве домработницы в старый особняк. Он – англичанин. Тихий, застенчивый композитор, преподающий музыку детям и живущий практически затворником в особняке, оставленном ему в наследство. Каждый день она наводит порядок в его доме, а он играет на пианино. Они практически не разговаривают. За них говорит третий полноправный герой картины: музыка, в начале разъединяющая героев, еще более подчеркивающая их различия, а в финале их же и соединившая. Она тонкой канвой вплетается в сюжет, направляет его развитие.

Именно музыка первой «появляется» перед зрителем в обрывистом, надрывном речитативе старого африканца. Эта песня рефреном пройдет по всей картине, словно напоминая Шандурай о родине. Музыка ритмами афро-попа сопровождает Шандурай в ее повседневной жизни. Музыка вместе с ней плачет, кричит за нее, когда она с беззвучными рыданиями рассказывает композитору о муже, который находится в тюрьме. Музыка такая же, как Шандурай: комок нервов, динамичная, прерывистая, горячая. Она продолжение нее, ее часть.       

Музыка Кински другая: нежные аккорды «Прелюдии» Баха, минорный тон «Фантазии» Моцарта, трагическая торжественность этюда Скрябина. В ней весь Кински: мягкий, спокойный, внешне уравновешенный. Музыка говорит, она словно повторяет вслед за ним, обращаясь к Шандурай: «Попробуй меня полюбить. Пожалуйста, полюби меня». Шандурай бросает в ответ: «Я не понимаю вас, я не понимаю эту музыку».

Препятствия. Ее муж, томящийся в заключении на другом континенте, ее непонимание его жизни, ее нелюбовь к нему, ее вызов: «Ты хочешь, чтобы я тебя полюбила? Тогда добейся освобождения моего мужа из тюрьмы». Кински принимает вызов.

Бертолуччи мастерски показывает зарождение любви. Без слов, без объяснений. Только на уровне символов, только при помощи знаков. Вот первое признание Кински: посланный Шандурай нотный лист со знаком вопроса. Она недоуменно вертит его в руках, кидает на пол. Здесь нет еще и намека на чувства с ее стороны, только вопросы. Вторым признанием будет экзотический цветок, который она сначала выкинет в мусорную корзину, но затем поставит в стакан с водой на кухне. Наконец, третье признание, красноречивый намек мужчины на серьезность намерений: кольцо, которое Шандурай вернет композитору, тем самым объявляя о своем отказе.              

Движение камеры, как и все в этом фильме, подчиняется определенному ритму. То она плывет плавно, замедленно: Шандурай идет к метро, оборачивается, поднимает глаза на Кински, стоящего наверху; Кински жонглирует яблоками и апельсинами, на заднем плане Шандурай, смотрит на него, улыбается. То прерывисто переходит с композитора на девушку: взгляд, быстрый, молниеносный, одного, другого. Кадры склеиваются в удивительном цветовом сочетании. Нежный розовый цветок в следующем кадре превращается в раскрытый зонт, того же цвета. Пивная пена оказывается разлитой мыльной водой на мозаичном полу.     

В этом музыкально-зрительном сочетании рождается любовь Шандурай, не названная, но проявляющаяся во взгляде, невольном жесте и, главное, в способности понять, прочувствовать музыку, которую играет Кински. Та, в свою очередь, также меняется. В начале мы слышим постоянно сменяющие друг друга мелодии двух разных культур, разных континентов: европейской классической музыки и самобытных, народных африканских напевов. Они словно обозначают пропасть между героями, говорят о невозможности им быть вместе. К середине фильма приходит «независимый наблюдатель» – джаз. Мы замечаем, что во взгляде Шандурай, когда она смотрит на композитора, что-то меняется. Это еще не любовь, это уже не равнодушие.

И вот, наконец, Кински демонстрирует Шандурай сочиненную им композицию. В нежное анданте стремительно врываются африканские ритмы, подхватывают его, сливаются с ним, образуя единое целое. Шандурай отрывается от работы. Прислушивается, постепенно начиная кивать головой в такт музыки. Кински замечает это, торжествующе смотри на нее. Она понимает, она чувствует, она отзывается на его музыку, на его любовь.

Утром, проснувшись в одной постели с Шандурай, Кински видит записку, в ней лаконичное «Дорогой, мистер Кински, я люблю Вас». Тишину разрывает дверной звонок. Без слов они понимают, кто этот ранний посетитель. Шандурай не спешит открывать дверь. Наконец она вскакивает. Дождался ли звонивший? Что стало с только зародившейся любовью? Вместо ответа финальные титры.

Мелодия оборвалась. Неожиданно, внезапно. Бертолуччи не предложил ответа, он только задал вопрос, застывший на нотном листе. Почему, столь разные люди за столь короткое время полюбили друг друга? Но разве любовь ответит? У нее, как известно, свои законы.     

  

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments