Ксения Михайлова (Богословская) (xenia_mikhailov) wrote in kultovoe_kino,
Ксения Михайлова (Богословская)
xenia_mikhailov
kultovoe_kino

Categories:

Дзига Вертов. Еще раз о времени.

Посмотрела "Человека с кино-аппаратом" и не сразу смогла понять собственную реакцию. Я ожидала чувств, возникающих у меня от хроник или от "Зеркала" - узнавания, нежности, печали - но не испытала ничего подобного. Прежде всего подумала, что дело в современном звуке и отключила его, но это не помогло. Потом - что фильм все-таки игровой, несмотря на заявленное в титрах отсутствие актеров, а следовательно, показанная реальность не является настоящей как в хрониках.
И только тут я вдруг осознала, в чем же все-таки было дело.


Она была настоящей. И видно ее было намного лучше, чем в хрониках. Она была более настоящей, более подробной, и поэтому сердце не щемило. Эффекта узнавания не было, потому что нечего было узнавать - я ее никогда не знала. Я, выросшая среди вещей 20-30 годов, на рассказах о том, что продавали в нашей булочной в начале НЭПа, - я не узнавала этой реальности. Все было незнакомым: туго натянутые чулки с морщинками, цвет костяшек на счетах, ручка кассового аппарата, непривычные портреты Ленина, шрифт купюр, почерневшие зубы у всех подряд, включая маленьких детей, ножки скамеек, вечно мятые ткани, другая брусчатка на улицах, другая манера улыбаться, двигаться... Хотелось бы добавить: и думать, и говорить, и пахнуть. Незнакомый мир.

Не в этом ли корень явления, о котором мы говорили пару дней назад: "Зеркало" не имело успеха у сверстников Тарковского, а для нашего поколения стало воспоминанием о детстве. Не потому ли, что 30-е годы нарисованы там красками 70-х, и поэтому в истории довоенного детства мы видим рассказ о своем? Оно узнаваемо, может быть не только потому, что это вечная история, но потому, что нам знакомы все кусочки мозаики, а реальность настоящих 30-х трогает только тогда, когда ее затемняет расплывчатость кинохроник. Четкое же изображение показывает детали, которые узнать невозможно - мы их не видели никогда. Но как нам быть с тем ужасом, который.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments