Скрывающийся Элвис Пресли (diomede1) wrote in kultovoe_kino,
Скрывающийся Элвис Пресли
diomede1
kultovoe_kino

Categories:

Имя Розы реж. Ж. Ж. Анно

        Шум и гам, связанный с «Кодом да Винчи», сподвигли меня на то что бы записать несколько мыслей о кинокартине "Имя Розы".  Речь пойдет лишь об одном аспекте этого произведения, это не полноценная рецензия.

      

Недавно пересматривал фильм «Имя Розы», созданный на основе его одноименного романа итальянского писателя Умберто Эко режиссером Жан-Жаком Анно. Мое внимание привлекла тема, на которую я раньше как то не обращал внимание. Большая часть смыслового содержания фильма это жесткая критика церкви. Критикуется прежде всего католическая церковь, но те аргументы, которые автор книги и режиссер фильма предъявляют, вполне можно направить против любой другой. Можно сказать еще шире: нам представлен конфликт разумного и догматического.

И книга и фильм поострены так, что детективный сюжет и ход расследования не просто ведут к разгадке конкретного преступления, но и разоблачают пороки системы в целом. То, что произносится устами главного героя в полемике с настоятелем монастыря, посланниками папы, братом Хорхе в общем то проговаривалось множество раз в прошлом. Но все таки художественная сила фильма и романа заставляет услышать как то по-новому все эти слова.

 Церковь подменяет ценности, созданные людьми, для того что бы лучше жить вместе, строками об этих ценностях из священных книг. Правильнее даже сказать подменяют своей интерпретацией этих строк. Для церкви становится важным не допустить существования других, «несвященных книг» и другой интерпретации священных текстов. Естественно, во имя осуществления этих целей создается система ограничений, становящаяся системой власти. Поэтому сжигаются «еретики», то есть люди, по иному трактующие Библию, и создаются тайные хранилища для светской литературы.

В «Имени Розы» красочно и с элементами сатиры рисуется уменьшенная копия этой системы: монастырь, где в тайной библиотеке сидит слепой монах и жрет книгу Аристотеля, что бы она не досталась мирянам. Конечно же, это мироустройство не имеет никакого отношения к спасению души и любви к ближнему – люди берегущие святость текста на самом деле просто властвуют над теми, кто не грамотен и поэтому не обладает способностью самостоятельно во всем разобраться.

На мой взгляд, идеи еще раз сформулированные в «Имени Розы» могли бы стать предметом гораздо более разумной дискуссии с представителями церкви, чем «Код Да Винчи», который основан на высосанных из пальца исторических сенсациях.

p. s.  Буду рад узнать, относится ли этот фильм по мнению участников сообщества к культовому кино.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments