ХОРЬ и КАЛИНЫЧ (chor_i_kalinich) wrote in kultovoe_kino,
ХОРЬ и КАЛИНЫЧ
chor_i_kalinich
kultovoe_kino

"Новая волна" Годара (продолжая серию "стильное европейское кино")

Когда продвинутый пепс crazy_wader посмотрел этот фильм, он на мой вопрос о нем сказал следующее: "Оставляет неприятное ощущение, что на свете есть люди, которые гораздо умнее меня")

Заинтриговал, словом)
Так что после некоторых колебаний я приступил к просмотру "кина не для всех". Заснул, по-моему, минуте на двадцатой)
Вторая попытка несколько улучшила мои показатели - выдержал минут тридцать, после чего снова отрубился)) Ободренный явным прогрессом, пошел на третий заход и впал в забытье где-то посередке))

И вот на днях я все-таки "сделал это"!



В двух словах могу охарактеризовать фильм так: ГЕНИАЛЬНАЯ МУРА.

Наверное, люди, собака съевшие на Годаре и вообще на кино, в легкую найдут в нем множество скрытых под водой смыслов, особенно учитывая обилие в нем цитат и самоцитат, намеков, аллюзий, неслучайных совпадений и т.п. маячков.
Мне было труднее, поскольку: а) я человек глубоко невежественный; б) понимание как таковое ввиду недублированности данной конкретной копии и вечного отставания переводчика от говорящих героев вообще было чрезвычайно затруднено.

Первое и основное.
Фильм - настоящее антизрелище. В наш век постоянного ускорения, век экшна, век блокбастера, век отсутствия мысли, это кино кажется какой-то шокирующей и внезапной остановкой.
Зритель моргает и вздрагивает: оказывается, что изумлять могут совершенно элементарные вещи: гнущийся на ветру камыш, движение воды (кстати, в кино использован любопытный операторский трюк: камера сначала неспешно дижется вправо, мимо героев, мимо интерьеров, стен - к беспорядочному волнению воды, потом возвращается, словно... маятник - а ведь маятник символ не из последних).
"Чудо наших пустых рук", подтвержденное Садовником: "Мы не успели заметить, как внезапно расцвел каштан"...

Расцветающий каштан, пасущиеся кони, дерево, под которым распростерся Роже Леннокс (Делон) - все это кажется единственной реальностью на фоне неодушевленных фигур, которые ходят и говорят, говорят и еще раз говорят - какие-то лишенные смысла слова, в которых смысл отсутствует потому, что фразы вылетают из них так, ни для кого, о чем бы они ни были, о видениях ли Достоевского, или о праве Бальзака писать плохо, или еще о какой-то ерунде. Слова эти не глупы, зачастую наоборот, и все же бессмысленны, потому что их не слушаешь. Или скорее так: они не слушаются. Новые люди - "самцы и самки, только без хуя и без пизды".
И анемичный, не участвующий в движении говорящих кукол герой Делона кажется единственных нормальным человеком в этом активном, но явно глубоко больном времени-пространстве. Типичный, извините за школьную формулировку, "лишний человек".
А место "лишнего" - на дне морском. Туда он и отправится с легкой руки своей титулованной любовницы. Уйдет, чтобы вернуться...

Перевоплощение, которое демонстрирует Делон в этом фильме, подтверждает со всей очевидностью - это Звезда мировой величины, не чета голливудским паяцам.
Вернувшийся с того света Делон - Ришар Леннокс, ничем не напоминает почившего Роже Леннокса - он меняется до неузнаваемости, меняется даже внешне, физически.
Это не отвлеченный и несколько растерянный созерцатель, это человек, абсолютно не чуждый ни движению, ни слову - но отличие его от остальных героев в том, что его слово заставляет обращать на себя внимание. Он "действует как варвар, мыслит, как стратег".
Этот новый Делон может подчинить себе и механический неживой мир вокруг него, но и в мире пасущихся коней и "заставляющего ощущать свою хрупкость" неба он не кажется ни хрупким, ни хоть сколько-нибудь чужим. Насколько мало было Роже, настолько много стало Ришара - и именно об этом говорит ему Елена. Елена, которую он сбросит в воду, как она сбросила туда Роже, который был слаб, когда и она была слаба, ибо не простила ему слабости.
Ришар простит ей слабость: в последнюю секунду он подаст ей руку...
И если верна идея, что смысл любого произведения искусства тот, который придает ему зритель (слушатель, читатель), а ведь и сам Годар говорил о том, что его фильм на экране, а остальное в головах зрителей, то я бы сказал, что этот фильм о мужании (возможно, авторского сознания) - о том, как человек проходит этот непростой путь: от отрицания до преодоления... Хотя, возможно, сам Годар ни о чем таком не думал, а я, ваш покорный слуга, просто тупой осёл)

Смотрите, вникайте: возможно, вам удастся найти в этом непростом кино нечто, очень далекое от моих куцих выводов.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments