troposfera (troposfera) wrote in kultovoe_kino,
troposfera
troposfera
kultovoe_kino

Categories:

"400 ударов", "Нежная кожа" Франсуа Трюффо

Франсуа Трюффо с большим уважением относился к Андре Базену, основателю и критику «Кайе дю Синема». И фильмы снимал в его, так сказать, духе. «Новая волна» Трюффо – это реальная история, которая могла произойти с Вами или с Вашим соседом по лестничной клетке. Реализм здесь в нескладности, неидеальности судеб героев – нет ощущения соответствия платоновскому миру идей. То есть герои фильма живут внутри повседневной реальности, их реальность передается нам ощущением актуальности, сиюминутности, как будто бы герой прошел только что мимо нас и мы его узнали, но постеснялись окликнуть и доложить о случайном знакомстве с ним.

Герои живут здесь-и-сейчас, в этом городе, дышат воздухом, читают газеты. Здесь нет привычной для классического романа вертикали возвышенности: если герой что-то совершает, то событие происходит на материи кинопленки и ограничивается ею. То есть герои существуют в чистой социальности, здесь нет моральных оценок и отсылки к категории прекрасного. Здесь нет четкого соответствия идеям, которые в классическом сценарии расширяют пространство повествования, выдаваясь Эльбрусом в небо.

В волнах Трюффо важно настроение – кажется, что оно связывает фильмы. В фильме «400 ударов» - это настроение можно описать словами «взрослые, обреченные на глупость». Кстати, «Нежная кожа» - тоже об этом.

Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» (1959)
8,72 КБ


Фильм о вполне нормальном мальчике по имени Антуан Дуанель, шалости которого очень укладываются в его возраст. Тем не менее, живость Антуана невероятно раздражает его родителей. Единственный способ справиться с ним, по мнению родителей – дать ему взятку или упечь его в интернат. Взрослые в этом фильме «живут своей жизнью» (с) и эта жизнь совершенно не пересекается с миром детей. Взрослые – мать, отец, учителя школы совершенно не интересуются миром детей, которых они учат и воспитывают, что, впрочем, было всегда, Трюффо не является первооткрывателем, но его попытка показать эту проблему успешна. Ребенок врет, родители лупят, учителя вызывают к директору – как это нормально!

Трюффо показывает Антуана Дуанеля полноценным героем фильма. У мальчика свой взгляд на мир, свои ценности, вполне отличные от ценностей его родителей – он и сам не понял, что ради Бальзака смог бы спалить дом. Антуан обладает, как и все дети, своим собственным индивидуальным внутренним миром, который взрослые так стараются не замечать. Дети думают – «Эврика!», для них каждый день – открытие. Взрослые не думают, взрослые узнают виденное или слышанное когда-то. Новое взрослому воспринять трудно – слишком уж механизированным стало его мышление.

Я думаю, многие дети хотя бы раз оказывались в ситуации, когда за написанное ими сочинение им ставили двойку и отправляли восвояси. А сочинение-то было написано в порыве чудесного прозрения! Но взрослому учителю Антуана Дуанеля важно не прозрение уловить, а просчитать механизмы мышления. Если механизм просчитывается- ребенок социален, если нет – а-социален, такого только в кутузку отправлять надо. Т.е., что такое школа: это навязывание некоторых схем мышления и поведения, на которых строится сообщество в его Целом. Новизна и глубина прозрения здесь не почитается. Прячьте подальше свои сочинения, - «читают» зрители с экрана, - чтобы не оказаться дураками. Многие слушают – и прячут…

Франсуа Трюффо «Нежная кожа» (1964)
31,03 КБ

Сюжет фильма простой: известный литературный критик влюбляется в стюардессу. Стюардесса знает о регалиях критика (написавшего книгу «Бальзак и деньги»), так что чувства становятся взаимными. Но светский лев вынужден заботиться о собственном имидже: он женат на истеричной женщине, ревниво контролирующей все его въезды и выезды, у него есть дочь. И тут – любовница-стюардесса, с которой он не может появиться ни на званом вечере, ни даже в захудалой гостинице французской провинции. Уикенд, путешествие в Реймс, превратился для любовников в сущий кошмар.

В этом фильме интересно настроение безысходности и тягучести. Критик сам упек себя в жесткие рамки благообразного поведения: эта благообразность не позволяет герою спасти свою девушку от ухаживаний провинциального приставалы. Безысходность во всем – в парижском воздухе, в темноте вечерних фонарей, в метании бисера перед провинциальными барынями.

Вся уверенность и успешность героя потеряна, стоило ему столкнуться с ситуацией, когда стало необходимым изворачиваться. Известный критик один на один с самим собой – это человек, потерпевший крах в личной жизни и самоуважении. На развитии именно этого качества Трюффо и сосредоточен. Как следствие, то, что герой не может разрешить сам, решают за него. Фильм обречен на трагичный конец.

Фильмы Трюффо социальны и реалистичны. Общество не показано у него с точки зрения великих судеб или ключевых точек истории. Отец «Новой волны» оказывается солидарным здесь с исследованиями историков «Школы анналов», реконструкцией повседневности Марком Блоком, Люсьеном Февром, Фернаном Броделем. О душе народа можно судить не только по учебникам истории, которые строятся на классической парадигме исторического знания, но и по свидетельствам повседневной жизни крестьян, мелких буржуа и так далее. В русской литературе это тема «маленького человека», и она позволяет передать жизнь, коей она является на самом деле, без пафоса и без ненужных отсылок к звездным личностям, парящим в воздухе и «одухотворяемым» фимиамом.

Это кино Базена. Жизнь, как она есть, реконструированная таким образом, что внимание зрителя приковано к самой материи жизни – т.е. к тому, как все происходит. Базеновское кино преподносит нам жизнь в «сфотографированном» виде, как отпечаток реальности. И все, что мы можем понять из этих отпечатков – все отсылает к поверхности этой жизни в действиях, словах героев, расположении предметов в кадре, соотношении света и тени, здесь все кадры обозначают ровно то, что они обозначают. Т.е. приписываемое значение знакам фильма – отсылает к автору, который сознательно и бескомпромиссно ввел знаки в фильм.
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments