Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote in kultovoe_kino,
Размышления вольного социолога
sapojnik
kultovoe_kino

Category:

"Над темной водой"

Фильм режиссера Дмитрия Месхиева, производства 1992 (!) года. По-моему, этот фильм смело можно предъявлять, если возникнет необходимость оправдать российские 90-е перед Вечностью.
Да-да, именно так! Я не люблю и стесняюсь пафоса, но в данном случае говорю совершенно без колебаний. Фильм ГЕНИАЛЬНЫЙ. Как-то все сошлось, все сложилось. В год самой большой разрухи и полной неразберихи в стране, в год засилья совершенно невыносимых "чернушных" поделок, которые снимали всякие рабочие сцены ради отмыва чеченских и "партийных" денег. И непонятно откуда появился Фильм, в котором, как в калейдоскопе, встали в хрупкий и неимоверно прекрасный узор яркие, но не очень-то отесанные, угловатые камушки... Это, безусловно, ЛУЧШИЙ фильм Абдулова, одна из лучших работ Ильина, единственная по-настоящему великолепная роль Ксении Качалиной, наверно, лучший сценарий Валерия Тодоровского, необычная, рваная, свободная и при этом поразительно АДЕКВАТНАЯ киномузыка Курехина... И особняком стоит не очень большая, "не главная" роль Юрия Кузнецова. Мне безумно жаль, что ТАКАЯ роль - у Кузнецова только одна. Одна, но показывающая его ВО ВЕСЬ РОСТ. Без всяких скидок на что бы то ни было.
Фильм - о людях, не умеющих жить. Герой Кузнецова - самый серый, нелепый, слабый и необаятельный персонаж. Кузнецов играет просто человека. И он играл УХОД этого человека так, что мы все ощущаем его как ЛИЧНУЮ утрату... Мало фильмов, заставляющих зрителя ощутить себя Человечеством. "Над темной водой" - такой. Когда там уходят Люди, мы здесь ощущаем утрату. НАС становится меньше.
Сцена самоубийства героя Кузнецова - вообще, на мой взгляд, лучшее из всего, что я видел за всю жизнь в кино. Ничего пронзительнее, безысходнее, прекраснее я не знаю. Это такая ПЛАНКА, что... Что после этого, наверно, и в самом деле уже можно всю оставшуюся жизнь играть Мухомора в "Улицах разбитых фонарей". ДОСТАТОЧНО.
Что ж так завораживает меня в "Над темной водой"? Настроение. Он очень цельный. Моцарт, кажется, говорил, что он может услышать всю свою симфонию в одну секунду. "Над темной водой" тоже звучит - весь сразу, в один миг. Там пронзительная тема - о творении жизни, как стихотворении. О жизни как о СОЗДАНИИ жизни, как записи ее... на что?
И он весь звучит, как нота, жизнь, записанная в фильм - и звучащая над нами. Ту самую - ОДНУ!! - секунду. И так тяжело, когда нота затихает...

"Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть?
А жаль того огня,
что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет.
И плачет, уходя".
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments